Острый лимфобластный лейкоз - лечение   Острый лейкоз, лекарственная терапия

Callens C и соавт.,
Leukemia, 2007 г.

Последние достижения в лечении Т-клеточного лейкоза взрослых моноклональными антителами к рецептору ферритина

Вирус Т-клеточного лейкоза взрослых I типа (HTLV-I) - эндемичный ретровирус, являющийся этиологическим агентом Т-клеточного лейкоза/лимфомы взрослых. Заболевание характеризуется агрессивным течением и плохим прогнозом ввиду невосприимчивости клеток, инфицированных HTLV-I, к воздействию большинства традиционных цитостатиков.

В настоящей статье авторы анализируют последние достижения в иммунотерапии Т-клеточного лейкоза/лимфомы взрослых. Особый акцент делается на новом мышином моноклональном антителе (mAb A24) к рецептору трансферрина человека. У авторов накоплен опыт по использованию этого моноклонального антитела. Отмечается, что моноклональные антитела, направленные на изменение клеточной дифференцировки клеток Т-клеточного лейкоза/лимфомы взрослых, были предложены в качестве лекарственных препаратов для лечения данного заболевания сравнительно недавно.

Однако в клинических исследованиях не был получен ожидаемый результат. mAb24 конкурентно связывает рецептор трансферрина, что приводит к блокированию пролиферации опухолевых клеток. Причем воздействие распространяется на клетки, инфицированные HTLV-I, не вовлекая клетки, не пораженные вирусом. А24 провоцирует эндоцитоз рецептора трансферрина в лизосомах, где происходит разрушение рецептора, что в итоге приводит к серьезным нарушениям обмена железа в клетке. Проявляя свое действие в клетках, инфицированных HTLV-I, А24 вызывает апоптоз как при острой, так и при хронической формах заболевания.

Эффект проявляется вне зависимости от степени агрегации антитела, уровня антитело-зависимой цитотоксичности и/или добавления комплемента. Эффективность А24 доказана в эксперименте на животных. В настоящее время авторы планируют проведение клинических испытаний.

Callens C, Moura IC, Lepelletier Y et al. Recent advances in adult T-cell leukemia therapy: focus on a new anti-transferrin receptor monoclonal antibody // Leukemia, 2007 Sep 27.