Острый лимфобластный лейкоз - лечение   Острый лейкоз, лекарственная терапия

de Lima M и соавт.,
Leukemia., 2007 г.

ГЕМТУЗУМАБ ОЗОГАМИЦИН В КОМБИНАЦИИ С ФЛУДАРАБИНОМ, МЕЛЬФАЛАНОМ И АЛЛОГЕННОЙ ТРАНСПЛАНТАЦИЕЙ ГЕМОПОЭТИЧЕСКИХ СТВОЛОВЫХ КЛЕТОК В ЛЕЧЕНИИ ОСТРОГО МИЕЛОБЛАСТНОГО ЛЕЙКОЗА И МИЕЛОДИСПЛАСТИЧЕСКОГО СИНДРОМА.

Изучали гипотезу о том, что гемтузумаб озогамицин, анти-CD33 иммунотоксин, увеличивает эффективность кондиционирующего режима "флударабин+мельфалан" аллогенной трансплантации гемопоэтических стволовых клеток, проводимой по поводу острого миелобластного лейкоза (CD 33-позитивный, группа высокого риска) или миелодиспластического синдрома.

Оценивали традиционные проявления токсичности III-IV степени, отторжение трансплантата и летальность в течение 30 дней после трансплантации. Ответом на проводимую терапию считали приживление трансплантата и достижение ремиссии на день +30. В задачу исследования также входил подбор оптимальной дозы гемтузумаба озогамицина (2, 4 или 6 мг/м2), при которой терапевтический эффект сочетался бы с приемлемой токсичностью. У всех больных, включенных в исследование, имелись противопоказания для проведения миелоаблативного режима.

Схема лечения была следующей: гемтузумаб озогамицин (день -12), флударабин 30 мг/м2 (дни от -5 до -2), мельфалан 140 мг/м2 (день -2) и трансплантация аллогенных стволовых гемопоэтических клеток (день 0). Профилактика реакции "трансплантат против хозяина" осуществлялась такролимусом и метотрексатом. В исследование было включено 47 больных с острым миелобластным лейкозом, 4 - с миелодиспластическим синдромом и 1 больной - с хроническим миелолейкозом. Медиана возраста была 53 года (разброс от 13 до 72 лет). У трех пациентов не удалось достичь полной ремиссии. Родственными трансплантации были у 33 больных, неродственными - у 19. Токсичность и терапевтический эффект гемтузумаба озогамицина в дозе 4 мг/м2 были 50% (n=4) и 50% (n=4). Ввиду этого доза препарата была снижена до 2 мг/м2, что обеспечило достижение терапевтического эффекта у 36 больных (82%) при уровне токсичности 18% (n=8).

Смертность, связанная с трансплантацией в течение 100 дней после её проведения, составила 15%. Медиана наблюдения составила 37 месяцев. Медиана бессобытийной и общей выживаемости составила 6 и 11 месяцев, соответственно. Авторы делают вывод о том, что использование гемтузумаба озогамицина в дозе 2 мг/м2 является безопасным в комбинации с флударабином и мельфаланом и аллогенной трансплантацией костного мозга для лечения острого миелобластного лейкоза (CD 33-позитивный, группа высокого риска) или миелодиспластического синдрома. Требуется проведение дальнейших исследований в данном направлении.

de Lima M, Champlin RE, Thall PF et al. Phase I/II study of gemtuzumab ozogamicin added to fludarabine, melphalan and allogeneic hematopoietic stem cell transplantation for high-risk CD33 positive myeloid leukemias and myelodysplastic syndrome// Leukemia. 2007 Nov 8.