.. / Исследование качества жизни / Вестник № 9-10

Межнационального центра исследования
качества жизни № 9-10

Н. Вислофф1, М. Гулбрандсен1, М. Хъерт2, С. Ленхофф3, П. Файерс4

Качество жизни больного может в большей степени зависеть от стадии заболевания и ответа на лечение, чем от изменений уровня гемоглобина

1 ОТДЕЛЕНИЕ ГЕМАТОЛОГИИ, МЕДИЦИНСКИЙ ЦЕНТР УНИВЕРСИТЕТА УЛЛЕВАЛЫ, ОСЛО, НОРВЕГИЯ
2 ОТДЕЛЕНИЕ МЕДИЦИНЫ, ГОСПИТАЛЬ ЛИДКОПИНГА, ШВЕЦИЯ
3 ОТДЕЛЕНИЕ ГЕМАТОЛОГИИ, МЕДИЦИНСКИЙ ЦЕНТР УНИВЕРСИТЕТА ЛУНДА, ЛУНД, ШВЕЦИЯ
4 ОТДЕЛЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ЗДОРОВЬЯ, УНИВЕРСИТЕТ АБЕРДИНА, ШОТЛАНДИЯ, ВЕЛИКОБРИТАНИЯ

Проведенные ранее исследования показали, что анемия ухудшает качество жизни больных, однако в этих работах не было учтено влияние таких факторов, как стадия заболевания и опухолевый ответ. В данной работе изучали влияние уровня гемоглобина на показатели качества жизни у 745 пациентов множественной миеломой (ММ) в динамике с момента постановки диагноза и проводили анализ с учетом объективных показателей, характеризующих заболевание.
Данные, полученные в результате двух исследований, проведенных в Скандинавии с использованием опросника EORTC QLQ-30, были проанализированы методом линейного регрессионного анализа.
Уровень гемоглобина был независимо связан со слабостью только до начала лечения (при постановке диагноза; p=0,001) и через 12 месяцев после начала лечения (р= 0,010). По данным многофакторного анализа степень костной деструкции имела по крайней мере такое же прогностическое значение при постановке диагноза, как и уровень гемоглобина, и была связана с такими показателями качества жизни, как физическое и социальное функционирование, общее качество жизни и боль (р< 0,001). Анализ, проведенный через 12 месяцев наблюдения, показал, что ответ на лечение связан с физическим функционированием (р< 0,001) и уровнем боли (р= 0,001).
Таким образом установлено, что у больных с вновь диагностированной множественной миеломой и уровень гемоглобина и стадия заболевания являлись прогностическими факторами выраженности слабости. При этом стадия заболевания связана с другими показателями качества жизни. Ответ на противоопухолевую терапию также являлся важным прогностическим фактором.
Следует отметить, что при исследовании влияния уровня гемоглобина на показатели качества жизни важно рассматривать полученные данные с учетом стадии заболевания и ответа на лечение. Полученные данные показывают, что исследования по оценке эффективности эритропоэтина, проведенные без учета вышеуказанных факторов, могут давать завышенные результаты влияния эритропоэтина на качество жизни больных.