Стволовые клетки

Трансплантация стволовых клеток при рассеянном склерозе  Трансплантация стволовых клеток при рассеянном склерозе

Стволовые клетки

Стволовая клетка

В клинике гематологии и клеточной терапии им. А.А.Максимова используют новейшие технологии пересадки кроветворных стволовых клеток при заболеваниях крови (лимфомах, множественной миеломе, лейкозах), нервной сисемы (рассенном склерозе, миастении), аутоиммунных заолеваних (ревматоидном артрите, системной красной волчанке, скеродермии, болезни Крона, неспецифическом язвенном колите). В сочетании с высокодозной иммуносупрессивной терапией, методика пересадки стволовых клеток позволяет достичь превосходных результатов при большинстве аутоиммунных заболеваний. В ходе лечения полностью устраняется главная причина заболевания - больные клетки иммунной системы, уничтожающие собственные здоровые ткани организма. Затем пациенту производят трансплантацию заранее заготовленных кроветворных стволовых клеток, полученных из костного мозга или крови. Стволовые клетки способны к многократному делению и длительному функционированию в организме пациента. Потомки кроветворных стволовых клеток дифференцируются в различные виды клеток крови и иммунной системы. Поэтому после введения кроветворных стволовых клеток у пациента восстанавливается здоровая иммунная система. В результате у больных, которым не помогали самые современные лекарства, в большинстве случаев наблюдается прекращение прогрессирования заболевания и значительное улучшение качества жизни.

Трансплантация кроветворных стволовых клеток применяется и при онкологических заболеваниях системы крови, где она помогает провести максимально интенсивное лечение опухоли химиопрепаратами, увеличивая его эффективность и предотвращая развитие нежелательных побочных эффектов. Эта область применения стволовых клеток хорошо изучена; трансплантация кроветворных стволовых клеток получила международное признание в качестве наиболее эффективного метода лечения ряда онкогематологических заболеваний.

Кроветворные стволовые клетки

Трансплантация кроветворных стволовых клеток в клинике гематологии и клеточной терапии им. А.А.Максимова проводится в соответствии с протоколами Европейской ассоциации трансплантации костного мозга (EBMT) и со стандартами Международного общества клеточной терапии (ISCT), не имея ничего общего со скандально известными методами "клеточной терапии", практикуемыми в последние годы в ряде российских учреждений. В отличие от используемых во многих коммерческих центрах препаратов "стволовых клеток", получаемых из эмбрионов человека или клеточных культур, в нашей клинике применяют только собственные стволовые клетки пациента, которые ни на одном этапе забора и обработки не контактируют с внешней средой. В силу этого вероятность инфицирования препарата стволовых клеток или изменения их природных свойств полностью отсутствует. Специалисты клиники имеют богатый опыт проведения трансплантаций кроветворных стволовых клеток. Результаты нашей работы неоднократно докладывались на крупных международных конгрессах.

Криоконсервация стволовых клеток

В клинике гематологии и клеточной терапии им. А.А.Максимова и на кафедре гематологии и клеточной терапии ИУВ ФГУ "НМХЦ им. Н.И. Пирогова" ведутся научные изыскания в области расширения показаний к применению препаратов собственных (аутологичных) стволовых клеток. На сегодняшний день установлена эффективность применения кроветворных стволовых клеток и мезенхимальных стволовых клеток при остром инфаркте миокарда. Введение этих типов стволовых клеток в поврежденный миокард или в коронарную артерию, соответствующую зоне поражения, значительно улучшает функцию сердечной мышцы в постинфарктном периоде. Изучается эффективность применения стволовых клеток при остром нарушении мозгового кровообращения. В силу того, что мезенхимальные стволовые клетки обладают выраженной иммуномодулирующей активностью, перспективно их применение при болезни Крона - воспалительном заболевании кишечника. Стволовые клетки могут стать неоценимым подспорьем и для хирургов-ортопедов и травматологов. В экспериментах и в ряде клинических наблюдений было показано, что применение препаратов стволовых клеток позволяет ускорить регенерацию костной ткани. Более того, стволовые клетки позволяют добиваться недоступных прежде результатов в лечении травм суставных хрящей и мениска. Высокий интерес к клиническому применению стволовых клеток проявляют и стоматологи, поскольку введение стволовых клеток помогает справиться с тяжелыми случаями пародонтоза. Обоснован интерес к стволовым клеткам специалистов эстетической медицины - ведь именно из мезенхимальных стволовых клеток образуются фибробласты - клетки, активность которых важна для поддержания упругости и хорошего внешнего вида кожи. Наконец, генетическая модификация стволовых клеток может стать в недалеком будущем методом терапии многих неизлечимых на сегодняшний день наследственных заболеваний. Таким образом, изучение биологии стволовых клеток и препаратов на их основе может стать одним из ключевых направлений развития медицинской науки в XXI веке.