.. / Исследование качества жизни / Вестник № 9-10

Межнационального центра исследования
качества жизни № 9-10

Хожаев А.А.

Оценка качества жизни больных раком ободочной кишки

КАЗАХСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. С.Д. АСФЕНДИЯРОВА, КАФЕДРА ОНКОЛОГИИ, МАММОЛОГИИ, ЛУЧЕВОЙ ДИАГНОСТИКИ И ЛУЧЕВОЙ ТЕРАПИИ, РЕСПУБЛИКА КАЗАХСТАН, АЛМАТЫ

Целью данного исследования было изучение функциональных результатов (показателей накопительной и эвакуаторной функций кишечника) и оценка качества жизни (КЖ) у больных раком ободочной кишки, подвергшихся первично-восстановительным радикальным оперативным вмешательствам. Оценивали результаты лечения 196 больных раком ободочной кишки I-III стадий. 108 больных, которым выполнены сфинктерсберегающие операции при раке ободочной кишки согласно разработанным способам, вошли в состав основной группы, 88 пациентов, которым были выполнены традиционные операции, составили контрольную группу.

Исследование качества жизни проводилось в соответствии с созданным протоколом; инструментом оценки качества жизни являлся разработанный опросник, включающий 30 вопросов, для которых была проведена процедура шкалирования. Результаты пилотного тестирования показали, что все вопросы и варианты ответов были адекватно интерпретированы пациентами. Валидация опросника включала в себя оценку надежности, валидности и чувствительности.

Через 3 месяца после операции каждый пятый пациент контрольной группы (20,9%) расценил свое состояние как "неудовлетворительное", в основной - только 7,6% (р<0,05); удовлетворены качеством жизни в контрольной группе были только 22,1%, в то время, как в группе пациентов, которым произведены модифицированные резекции ободочной кишки с учетом сохранения физиологических сфинктеров - 42,9% (р<0,05). В последующем это отразилось и на трудоспособности данных пациентов. При расчете коэффициента "трудовой реабилитации" установлено, что в основной группе фактически возвратились к труду трое из четырех, в контрольной же группе - только половина пациентов. Сравнительный анализ показал, что ухудшение накопительной и антирефлюксной функций ободочной кишки приводит к снижению качества жизни и трудоспособности пациентов в послеоперационном периоде.

Применение разработанной сфинктерсохраняющей техники, основанной на морфофункциональных особенностях ободочной кишки, позволило нивелировать функциональные нарушения после обширных резекций (улучшить накопительную, антирефлюксную функции толстой кишки), улучшить качество жизни и социально-трудовую адаптацию данного контингента больных.