.. / Исследование качества жизни / Вестник № 15-16

Вестник Межнационального центра исследования качества жизни   Вестник
Межнационального центра исследования
качества жизни № 15-16

Дж.А. Палацио-Вьера1, Е. Вилалонга-Оливес2, Дж.М. Валдерас2, М. Еспалларгес1, М. Хердман2, С. Берра1, Дж. Алонсо2, Л. Раджмил1

Изменения нормативных показателей качества жизни детей и подростков в течение трех лет наблюдения

1 КАТАЛОНСКОЕ АГЕНСТВО ТЕХНОЛОГИЙ ОЦЕНКИ И ИССЛЕДОВАНИЙ ЗДОРОВЬЯ (CANTA), БАРСЕЛОНА, ИСПАНИЯ
2 ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ОТДЕЛ СЛУЖБ ЗДОРОВЬЯ, МУНИЦИПАЛЬНЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ ИНСТИТУТ ИССЛЕДОВАНИЙ, БАРСЕЛОНА, ИСПАНИЯ

Цели исследования - оценка изменения качества жизни детей и подростков в течение трех лет наблюдения и определение факторов, связанных с данными изменениями. Дети и подростки 8-18 лет в репрезентативной выборке, проживающие в Испании, заполняли опросник KIDSCREEN-52 дважды, с интервалом в три года. Изменения показателей качества жизни оценивали c помощью метода стандартизации различий средних (Effect size).
Для анализа связи между изменениями качества жизни и социодемографическими факторами, а также степенью пубертатного развития использовали метод обобщенных оценивающих уравнений (Generalized estimating equations, GEE). При повторном заполнении опросника в исследовании участвовали 54% респондентов (n=454). В целом, качество жизни детей ухудшилось по 8 из 10 шкал опросника KIDSCREEN-52, при этом стандартизованные различия средних составили от -0,1 (по шкале настроение и эмоции) до -0,34 (по шкале психологическое благополучие).
Ухудшение показателей качества жизни было максимально выражено у девочек в средней возрастной группе (13-17) лет при повторном заполнении опросника. Согласно результатам анализа по методу обобщенных оценивающих уравнений, пубертатное развитие в большей степени было связано с изменениями качества жизни у девочек, чем у мальчиков. Через три года наблюдения было установлено умеренное снижение показателей качества жизни в репрезентативной выборке детей и подростков.
Наиболее существенные изменения наблюдались у девочек и были связаны с пубертатным развитием. Полученные результаты могут быть использованы в качестве нормативных показателей качества жизни детей при изучении динамики физического, психологического и социального функционирования в группах риска.