.. / Исследование качества жизни / Вестник № 5-6

Межнационального центра исследования
качества жизни № 5-6

Е.Н. Усольцева, Е.В. Брюхина

Валидация русской версии специального опросника OPAQ для оценки качества жизни больных остеопорозом

УРАЛЬСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, КАФЕДРА АКУШЕРСТВА И ГИНЕКОЛОГИИ

Цель исследования заключалась в проведении валидации русской версии специального опросника Osteoporosis Assesment Questionnaire (OPAQ) у больных, страдающих постменопаузальным остеопорозом. В исследование включено 90 женщин. Культурная и языковая адаптация русской версии опросника OPAQ выполнена сотрудниками Межнационального центра исследования качества жизни (г. Санкт-Петербург) в соответствии с международными стандартами. Валидация включала оценку надежности, валидности и чувствительности опросника.
При оценке надежности OPAQ по 14 шкалам из 18 были получены высокие значения коэффициента Кронбаха α (от 0,7 до 0,9).
При проведении факторного анализа выделено 7 компонентов OPAQ: "симптомы", "социальное взаимодействие", "психологический статус", "поддержка семьи", "внешний вид и страх падения", "независимость" и "физическая активность".
Распределение шкал по компонентам было подтверждено непараметрическим корреляционным анализом. Оценка валидности опросника методом "известных групп" выявила зависимость показателей качества жизни больных от возраста, длительности и вида постменопаузы, от наличия переломов в анамнезе и болей в позвоночнике, связанных с остеопорозом. Анализ корреляционных взаимосвязей в пределах структуры опросника OPAQ показал, что вопросы коррелируют друг с другом в пределах своей шкалы (p<0,01) и имеют более высокие коэффициенты корреляций со своими шкалами, чем с остальными (p<0,01; r = 0,3-0,8).
При оценке конструктной валидности было выявлено наличие статистически значимых корреляционных связей шкал и доменов OPAQ со шкалами SF-36, причем между шкалами, характеризующими сходные характеристики качества жизни, величины корреляционных коэффициентов были выше. При оценке чувствительности опросника OPAQ на фоне заместительной гормональной терапии в течение 3 месяцев показано улучшение большинства параметров качества жизни больных. Таким образом, русская версия OPAQ является надежным, валидным и чувствительным инструментом для оценки качества жизни больных постменопаузальным остеопорозом.
Применение опросника OPAQ может быть рекомендовано для оценки состояния пациенток и эффективности лечения постменопаузального остеопороза наряду с традиционными клиническими параметрами.