.. / Исследование качества жизни / Вестник № 5-6

Межнационального центра исследования
качества жизни № 5-6

Т.В. Чернышева, Г.Г. Багирова

Валидация русскоязычной версии Освестровского опросника нарушения жизнедеятельности у больных с синдромом боли в нижней части спины

КАФЕДРА ОБЩЕЙ ВРАЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ ОРЕНБУРГСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МЕДИЦИНСКОЙ АКАДЕМИИ, ОРЕНБУРГ

Цель исследования заключалась в оценке психометрических свойств русскоязычной версии Освестровского опросника нарушения жизнедеятельности у пациентов с болью в нижней части спины (БНС).
Было обследовано 100 пациентов с хроническим синдромом БНС, обусловленным остеохондрозом позвоночника. Средний возраст составил 45,69 ± 7,61 лет, преобладали женщины (77%). Средняя продолжительность заболевания была 10,20 ± 6,01 лет, а длительность обострения - 4,04 ± 1,75 мес.
Большинство больных имели II рентгенологическую стадию. Оценка конструктивной валидности Освестровского опросника проводилась факторным анализом (метод главных компонент), методом "известных групп", а также анализом корреляционных связей с внешними критериями и отдельными клинико-инструментальными показателями. Надежность опросника оценивалась с помощью коэффициента внутреннего постоянства Кронбаха α.
Для оценки чувствительности проводился анализ изменений значений по шкалам опросника в динамике до и после лечения в группах с разным ответом на терапию и разной самооценкой больных и рассчитывался индекс Gyatt. Одновременно с улучшением состояния больных отмечалась положительная статистически значимая по критерию Манн-Уитни (U) динамика показателей по шкалам Освестровского опросника.
В группе больных с БНС, где ответ на терапию отсутствовал, изменений параметров изучаемого опросника не происходило, что свидетельствовало о его чувствительности. Показаны удовлетворительные характеристики валидности и надежности Освестровского опросника. Выявлены высокие корреляционные связи между шкалами Освестровского опросника и SF-36, оценивающих одинаковые компоненты здоровья у больных с БНС.
Таким образом, результаты исследования показали, что русскоязычная версия Освестровского опросника является валидным, надежным и чувствительным инструментом для оценки качества жизни больных с БНС и может быть рекомендована к применению в клинической практике для мониторинга качества жизни пациентов с БНС и оценки эффекта проводимой терапии.