.. / Исследование качества жизни / Вестник № 3-4

Вестник Межнационального центра исследования качества жизни   Вестник
Межнационального центра исследования
качества жизни № 3-4

Никитина Т.П.1, Моисеенко Е.И2., Сабирова А.В.3, Киштович А.В.1 Ионова Т.И1.

Параметры качества жизни у детей 8-18 лет с острым лимфобластным лейкозом в длительной клинико-гематологической ремиссии

1 МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР ИССЛЕДОВАНИЯ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
2 НИИ ДЕТСКОЙ ОНКОЛОГИИ И ГЕМАТОЛОГИИ, МОСКВА
3 КАФЕДРА ДЕТСКИХ БОЛЕЗНЕЙ № 2 ЧЕЛЯБИНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МЕДИЦИНСКОЙ АКАДЕМИИ, ЧЕЛЯБИНСК

Изучение параметров качества жизни детей в ремиссии онкологических заболеваний и изменений после окончания специфической терапии в отдаленном периоде болезни является одной из важных задач детской онкологии. Актуальна оценка параметров качества жизни у детей, страдающих острым лимфобластным лейкозом (ОЛЛ), который является наиболее часто встречающимся видом онкологической патологии у детей до 15 лет.
Целью настоящего исследования явилось сравнение параметров качества жизни детей 8-18 лет в длительной клинико-гематологической ремиссии ОЛЛ с параметрами качества жизни условно-здоровых детей того же возраста. В исследовании участвовали дети с ОЛЛ в ремиссии более 5 лет (8-12 лет, n=20; 13-18 лет, n=34), включенные в основную группу, и условно-здоровые дети того же возраста (8-12 лет, n=20; 13-18 лет, n=34), включенные в контрольную группу. Дети в основной группе имели отчетливое снижение различных показателей здоровья по данным лабораторно-инструментальных методов обследования.
В ходе исследования с помощью общего опросника PedsQL были выявлены статистически значимо более низкие параметры качества жизни у детей с ОЛЛ в ремиссии более 5 лет, чем у детей контрольной группы по шкалам физического, ролевого функционирования и общему качеству жизни при заполнении опросника детьми, а также по шкалам физического, социального функционирования, суммарному баллу психосоциального функционирования и общему качеству жизни при заполнении опросника родителями. Дети с ОЛЛ в ремиссии оценивали своё качество жизни выше, чем их родители.
Результаты исследования свидетельствуют о целесообразности проведения мониторинга качества жизни в ремиссии онкологических заболеваний для более полного представления о спектре проблем, связанных с нарушением физического, психологического и социального функционирования у детей, и разработки рекомендаций по улучшению качества жизни детей в отдаленном периоде лечения онкологических заболеваний.