.. / Исследование качества жизни / Вестник № 3-4

Вестник Межнационального центра исследования качества жизни   Вестник
Межнационального центра исследования
качества жизни № 3-4

Нина Гулбансен1,Марианна Дж. Хьемстад2 ,Ф. Вислоф1 от Северной группы по изучению множественной миеломы

Интерпретация параметров качества жизни (КЖ) у больных множественной миеломой при сравнении с популяционной нормой и оценка клинической значимости изменений.

1 DEPARTMENT OF HAEMATOLOGY, ULLEVAL UNIVERSITY HOSPITAL, NORWAY
2 DEPARTMENT OF BEHAVIORAL SCIENCES IN MEDICINE, UNIVERSITY OF OSLO, NORWAY

Цель исследования: В связи с отсутствием рекомендаций по клинической значимости показателей качества жизни врачи и другие медицинские работники испытывают трудности при интерпретации показателей, характеризующих качество жизни больных.
Для интерпретации параметров качества жизни у больных множественной миеломой проведено сравнение баллов качества жизни больных при постановке диагноза с соответствующими значениями популяционной нормы и определена клиническая значимость различий и их изменения во времени.
Методы исследования: Были проанализированы данные двух исследований Северной группы по изучению множественной миеломы (221 больной в возрасте до 60 лет получал высокодозную химиотерапию, 203 больных в возрасте старше 60 лет получали терапию мелфаланом и преднизолоном). В исследовании использовался опросник EORTC QLQ-C30. Проводился сравнительный анализ параметров качества жизни в группе больных и в выборке из популяционной нормы, соответствующей основной группе по полу и возрасту (в популяционном исследовании участвовало 3000 респондентов). Различия и изменения показателей качества жизни во время наблюдения были оценены с помощью величины эффекта (отношение разности баллов шкал опросника между точками наблюдения к величине стандартного отклонения) и клинической оценки различий, которые подразделялись на незначительные, умеренные и значительные.
Результаты: При постановке диагноза у больных множественной миеломой наиболее существенными проблемами были боль, слабость, сниженные физическое, ролевое функционирование и общее качество жизни. Различия в параметрах качества жизни по сравнению с популяционной нормой были статистически значимыми (p<0.001) и классифицировались как значительные или умеренные. После начала терапии отмечалось улучшение большинства параметров качества жизни.
Заключение: Сравнение параметров качества жизни у больных с соответствующими показателями популяционной нормы облегчает интерпретацию результатов исследования качества жизни и помогает оценить влияние симптомов и эффект терапии у больных множественной миеломой.
Использованные в исследовании методы для оценки клинической значимости различий и изменений параметров качества жизни показали сходные результаты.