.. / Исследование качества жизни / Вестник № 3-4

Вестник Межнационального центра исследования качества жизни   Вестник
Межнационального центра исследования
качества жизни № 3-4

Калядина С.А. 1, Иванова М.О. 1, Успенская О.С. 1, Манихас Г.М.2, Чикризов С.И. 2, Соколова Л.А.3 , Вонг Ш. 4, Ионова Т.И. 1, Клиланд Ч. 4 , Новик А.А.5

Валидация русских версий опросников для оценки симптомов у онкологических больных: Краткий опросник оценки боли (BPI-R), Краткий опросник оценки слабости (BFI-R) и Опросник oценки основных симптомов (MDASI-R).

1 МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР ИССЛЕДОВАНИЯ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, РОССИЯ
2 CАНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГУЗ "ГОРОДСКОЙ КЛИНИЧЕСКИЙ ОНКОЛОГИЧЕСКИЙ ДИСПАНСЕР", САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, РОССИЯ
3 ХОСПИС №3, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, РОССИЯ
4 ОТДЕЛЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ СИМПТОМОВ, ЦЕНТР ИЗУЧЕНИЯ РАКА ИМ. М.Д. АНДЕРСОНА, ХЬЮСТОН, ТЕХАС, США.
5 НАЦИОНАЛЬНЫЙ МЕДИКО-ХИРУРГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ИМ. Н.И. ПИРОГОВА МЗСР РФ, МОСКВА, РОССИЯ

Целью настоящей работы являлось проведение языковой и культурной адаптации и определение психометрических свойств русских версий опросников Brief Pain Inventory (BPI-R) , Brief Fatigue Inventory (BFI-R) и M.D.
Anderson Symptom Inventory (MDASI-R). В исследование включено 226 онкологических больных. Языковую и культурную адаптацию инструментов выполняли в строгом соответствии с международным стандартом. Конструктивная валидность определялась факторным анализом и методом "известных групп".
Для доказательства конвергентной валидности использовался корреляционный анализ. Для характеристики надежности определялось внутреннее постоянство шкал опросника в пределах каждого фактора посредством вычисления -коэффициента Кронбаха отдельно для шкал интенсивности и шкал влияния симптома на основные параметры качества жизни больного.
Результаты факторного анализа опросника BPI-R и BFI-R свидетельствуют о двухфакторной структуре опросников: фактор 1 ("интенсивность симптома") и фактор 2 ("влияние симптома на параметры качества жизни"). Факторный анализ опросника MDASI-R показал, что шкалы 13 симптомов логично объясняются действием трех факторов: фактор 1 ("общие симптомы"), фактор 2 ("симптомы, связанные с лечением") и фактор 3 ("психологические симптомы ").
Конвергентная валидность опросников доказана существованием статистически значимых корреляций между шкалами интенсивности симптомов и шкалами опросника SF-36. Результаты сравнительного анализа по методу "известных групп" для всех опросников доказали существование статистически значимых различий в интенсивности симптомов между группами больных с "хорошим" и "плохим" общесоматическим статусом. Значения -коэффициента Кронбаха для суммированных шкал интенсивности симптомов и суммированных шкал влияния для опросников BFI-R и BPI-R составили соответственно 0,92 и 0,94; 0,94 и 0,94. Значения -коэффициента Кронбаха для выделенных трех объясняемых факторным анализом групп шкал опросника MDASI-R составили 0,8049, 0,6812 и 0,9002, соответственно.
Разработаны русскоязычные версии опросников для оценки симптомов, которые имеют удовлетворительные психометрические свойства и могут использоваться в клинических исследованиях и клинической практике для оценки симптомов у онкологических больных.