.. / Исследование качества жизни / Вестник № 3-4

Вестник Межнационального центра исследования качества жизни   Вестник
Межнационального центра исследования
качества жизни № 3-4

Новик А.А. 1, Ионова Т.И. 2, Калядина С.А. 2, Гершанович М.Л. 3, Киштович А.В. 2 Рыков И.В. 3

Симптомы у онкологических больных с распространенными формами опухолей

1 НАЦИОНАЛЬНЫЙ МЕДИКО-ХИРУРГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ИМ. Н.И. ПИРОГОВА МЗСР РФ, МОСКВА
2 МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР ИССЛЕДОВАНИЯ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
3 НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ОНКОЛОГИИ ИМ. Н.Н.ПЕТРОВА МЗСР РФ, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

Цель исследования заключалась в характеристике спектра симптомов и измерении их интенсивности у онкологических больных с распространенными формами опухолей.
Были определены выраженность и частота встречаемости основных симптомов у онкологических больных, а также проведен сравнительный анализ спектра симптомов у больных с далеко зашедшими гематологическими и солидными опухолями. Для оценки адекватности лечения болевого синдрома у онкологических больных был определен Индекс лечения боли. В задачу исследования также входило сравнить результаты оценки симптомов больного, проведенной самим больным и сделанной врачами. В исследование включено 226 больных, проходивших стационарное или амбулаторное лечение в четырех лечебных учреждениях г. Санкт-Петербурга.
Ведущим симптомом у больных с распространенными формами рака являлась слабость. Слабость испытывали около 95% больных. Более половины больных испытывали слабость умеренной степени выраженности (5-6 баллов). Другими выраженными симптомами были нарушение сна, боль, дистресс и чувство печали: их испытывали две трети больных. Более половины больных отмечали от одного до четырех симптомов, выраженность которых была выше 5 баллов. 22% пациентов испытывали одновременно пять или более симптомов той же выраженности. Среди больных, имевших сильно выраженные симптомы, около половины больных отмечали, по крайней мере, один симптом и более трети страдали от одного до трех симптомов одновременно.
Ведущими симптомами и при солидных, и при гематологических опухолях являлись слабость, нарушения сна и боль. В группе солидных опухолей эти симптомы выражены гораздо в большей степени. Следующими по значимости симптомами при солидных опухолях были дистресс и чувство печали, а при гематологических - одышка и нарушение памяти. Отрицательный Индекс лечения боли имел место у 65, 8% больных, что свидетельствует о том, что более половины больных не получало адекватного лечения боли.
Врач и больной по-разному оценивают не только выраженность симптома, но и степень его влияния на параметры качества жизни больного. Расхождение в оценке симптома больного, сделанной врачом и больным, является одним из серьезных препятствий к эффективному контролю симптомов.