.. / Исследование качества жизни / Вестник № 1-2

Вестник Межнационального центра исследования качества жизни   Вестник
Межнационального центра исследования
качества жизни № 1-2

Ч.С. Клиланд, Т.Р. Мендоза, Ш.С. Ван, Ч. Чоу, М.Т. Харли, М. Морриссей, М.С. Энгстром

Подходы к оценке симптомов у онкологических больных: опросник оценки симптомов - M.D. Anderson Symptom Inventory

ГРУППА ИЗУЧЕНИЯ БОЛИ, ОТДЕЛЕНИЕ АНЕСТЕЗИОЛОГИИ И ИНТЕНСИВНОЙ ТЕРАПИИ, ОНКОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ИМЕНИ М.Д. АНДЕРСОНА, ТЕХАССКИЙ УНИВЕРСИТЕТ, ХЬЮСТОН, ТЕХАС

Целью исследования было создание краткого инструмента для оценки выраженности симптомов у онкологических больных - опросника M.D. Anderson Symptom Inventory (MDASI).
Перечень симптомов был сформирован на основании имеющихся опросников оценки симптомов при участии клиницистов. Респонденты заполняли опросник, состоящий из 26 симптоматических шкал и 6 шкал для оценки влияния симптомов на параметры качества жизни. В исследование включено 527 амбулаторных больных и 30 больных из отделения трансплантации костного мозга.
Группа сравнения состояла из 113 амбулаторных больных. Определены психометрические свойства опросника MDASI - надежность, валидность и чувствительность. С помощью кластерного и регрессионного анализа, а также с учетом клинических аспектов был сформирован основной перечень симптомов (13 симптомов), который отражал 64% изменчивости. Результаты факторного анализа симптоматических шкал продемонстрировали одинаковую двухфакторную структуру в группе больных и в группе сравнения. Была показана устойчивость модели, в которую входили два симптоматических фактора и шкала влияния симптомов на параметры качества жизни.
Доказаны предполагаемые различия по степени выраженности симптомов и их комбинации в группах больных с "хорошим" и "плохим" общесоматическим статусом, а также между больными, получающими активную терапию и находящимися под наблюдением. Симптомы, связанные со слабостью, были отмечены больными как наиболее выраженные. Сформированы группы больных, имеющих выраженные симптомы, для которых необходимо разрабатывать модули опросника MDASI.
Основной перечень симптомов опросника MDASI отражает большинство проблем, которые возникают у онкологических больных, получающих лечение и находящихся под наблюдением. Опросник является полезным инструментом при проведении клинических испытаний и индивидуального мониторинга больных, а также для эпидемиологических исследований. Формат MDASI позволяет заполнять опросник через интернет и по телефону.