.. / Исследование качества жизни / Вестник № 1-2

Межнационального центра исследования
качества жизни № 1-2

А.А. Цепкова1, Т.Г. Шемеровская2, А.В. Киштович1, Д.А. Федоренко1

ВАЛИДАЦИЯ РУССКОЙ ВЕРСИИ ОПРОСНИКА AIMS2-SF ДЛЯ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ БОЛЬНЫХ РЕВМАТОИДНЫМ АРТРИТОМ

1 Межнациональный центр исследования качества жизни,
2 Городской ревматологический центр, Санкт-Петербург

Целью исследования была разработка русской версии опросника Arthritis Impact Measurement Scale 2- Short Form (AIMS2-SF) для оценки качества жизни больных ревматоидным артритом (РА) и сравнение чувствительности опросников AIMS2-SF и SF-36.
В исследование включено 133 больных РА. Культурная и языковая адаптация опросника AIMS2-SF выполнена в соответствии с международными стандартами. Валидация включала оценку надежности, валидности и чувствительности. При оценке надежности с помощью вычисления коэффициента Кронбаха α по шкалам опросника получены значения от 0,50 (шкала социального взаимодействия) до 0,81 (шкала физических функций). Оценка воспроизводимости методом тест-ретест показала удовлетворительные показатели для четырех из пяти шкал.
При проведении факторного анализа выделено 3 компонента: "физико-симптоматический", "психосоциальный" и компонент "ролевого функционирования"; распределение вопросов по компонентам объясняется смысловой структурой опросника. Оценка валидности методом "известных групп" выявила зависимость показателей качества жизни от пола, возраста, активности заболевания, функциональной недостаточности суставов, наличия ревматоидного фактора.
Анализ корреляционных взаимосвязей в пределах структуры опросника AIMS2-SF показал, что вопросы коррелируют друг с другом в пределах своей шкалы (p<0.01) и имеют более высокие коэффициенты корреляций со своими шкалами, чем с другими шкалами (p<0.01; r=0.4-0.8). Анализ корреляций шкал опросника AIMS2-SF с "внешними критериями" (симптомами, лабораторными показателями, шкалами опросника SF-36) выявил наличие статистически значимых корреляций между взаимосвязанными параметрами.
Оценка чувствительности в течение двух месяцев наблюдения показала, что динамика параметров качества жизни опросника AIMS2-SF у больных соответствовала изменению в их состоянии. Сравнение чувствительности опросников AIMS2-SF и SF-36 свидетельствует о том, что русская версия AIMS2-SF является чувствительным инструментом и не уступает по чувствительности опроснику SF-36.
Разработана русская версия опросника AIMS2-SF, которая является надежным, валидным и чувствительным инструментом для оценки качества жизни больных РА. Применение опросника AIMS2-SF может быть рекомендовано для оценки состояния больного и эффективности лечения наряду с традиционными клиническими параметрами.