Результаты длительного мониторинга качества жизни у больной рассеянным склерозом после высокодозной химиотерапии с трансплантацией стволовых кроветворных клеток

Высокодозная химиотерапия с трансплантацией стволовых кроветворных клеток (ТСКК) является новым высокоэффективным методом лечения рассеянного склероза (РС). Клинические исследования по оценке эффективности данного подхода к терапии РС в России координирует Российская кооперативная группа клеточной терапии, одним из участников которой является Национальный Медико-Хирургический Центр им. Н.И. Пирогова.

В данном сообщении представлены данные мониторинга в течение 72 месяцев неврологических показателей и качества жизни (КЖ) у больной Ф., которой впервые в России была выполнена ТСКК.

В январе 1992 г. у больной Ф., 1964 года рождения, появились преходящее онемение в правой руке и правой ноге, снижение цветового зрения на правый глаз. В течение последующих 3-х лет неврологическая симптоматика прогрессировала до потери способности к самостоятельной ходьбе и задержки мочеиспускания. Лечение преднизолоном привело к временной стабилизации заболевания. В ноябре 1996 г. возник рецидив с полной потерей способности к самостоятельному передвижению. Дальнейшее лечение глюкокортикостероидами оказалось не эффективным. В связи с быстрым прогрессированием неврологической симптоматики и неблагоприятным прогнозом было принято решение о проведении ТСКК. ТСКК проводилась согласно протоколу EBMT с использованием в качестве кондиционирования режима BEAM+ATG.

При оценке клинического ответа на лечение у больной Ф. констатировали стабилизацию заболевания. По данным МРТ через 6 лет отмечено уменьшение количества очагов по сравнению с первоначальной картиной поражения; очаги не накапливали контраст. Следует отметить, что больная на протяжении всего срока наблюдения не получала специфической терапии. Что касается ответа на лечение, связанного с качеством жизни, уже через 1 год после ТСКК был зарегистрирован максимальный ответ. До ТСКК большинство показателей качества жизни больной Ф. были существенно снижены: физическое благополучие - 14 баллов (максимально возможное количество баллов 28); социально-семейное благополучие - 3 балла (максимально возможное - 28); благополучие в повседневной жизни - 10 баллов (максимально возможное - 24); шкала симптомов ТКМ - 11 баллов (максимально возможный балл - 36), шкала общего качества жизни - 59 баллов (максимально возможный балл 140). Интегральный показатель КЖ составил 0,08.

Выраженное улучшение показателей качества жизни зарегистрировано через 1 год после ТСКК: физическое благополучие - 26 баллов, социально-семейное благополучие - 16, эмоциональное благополучие - 21, благополучие в повседневной жизни - 12, шкала симптомов ТКМ - 26, общая шкала качества жизни - 101. Интегральный показатель КЖ составил 0,34.

В дальнейшем (при обследовании каждые 6 мес. в течение 6 лет) показатели большинства шкал продолжали улучшаться и оставались стабильно высокими в течение всего периода наблюдения. Через 6 лет после ТСКК значения показателей качества жизни были следующими: физическое благополучие - 25 баллов, социально-семейное благополучие - 20, эмоциональное благополучие - 23, благополучие в повседневной жизни - 17, шкала симптомов ТКМ - 27, общая шкала качества жизни - 112. Интегральный показатель КЖ составил 0,45.

Таким образом, у больной Ф. через 72 мес. после ТСКК сохраняется клинический ответ, соответствующий стабилизации заболевания, и максимальный ответ, связанный с качеством жизни.

Новик А.А., Ионова Т.И., Мельниченко В.Я., Челомбит Л.В., Федоренко Д.А., Киштович А.В. / Клинический ответ и ответ, связанный с качеством жизни, у больной рассеянным склерозом после высокодозной терапии с трансплантацией стволовых кроветворных клеток: результаты длительного мониторинга. // Вестник МЦИКЖ. - 2005. - № 5-6.