ЛИМФОМЫ, книга для больных и их близких   ЛИМФОМЫ, книга для больных и их близких

Как ставят диагноз лимфомы?

Диагноз лимфома ставят после проведения процедуры удаления (биопсии) лимфатического узла и исследования его под микроскопом. До проведения биопсии врач обычно проводит общий осмотр, назначает клинический и биохимический анализы крови, рентгенологические исследования.

Биопсия - это небольшая хирургическая операция, которая может быть выполнена как в поликлинике, так и в больнице, в зависимости от того, где находится лимфатический узел, который нужно удалить. При выполнении биопсии может быть использовано как местное, так и общее обезболивание. Иногда для получения небольшого количества клеток из увеличенного лимфоузла используют только иглу, не прибегая к операции удаления лимфатического узла. Такая процедура называется аспирационной биопсией. Это значительно более простая процедура, чем операционная биопсия. Однако в случаях диагностики лимфомы - аспирационная биопсия имеет ограниченную ценность, т.к. позволяет получить лишь предварительное впечатление о виде лимфомы. Обычно ее используют в тех случаях, когда есть необходимость быстро получить информацию о варианте лимфомы. Это бывает необходимо при быстро развивающейся агрессивной лимфоме, требующей незамедлительного начала лечения. Если при аспирационной биопсии заключение можно получить очень быстро, в течение нескольких часов, то при классической операционной биопсии для заключения, как правило, требуется нескольких дней. После удаления лимфатический узел отправляют в лабораторию, где его ткань обрабатывают специальными методами и далее заливают парафином или специальной пластической массой, что обеспечивает его длительную сохранность. Затем с помощью прибора, который называется микротом, выполняют очень тонкие срезы (несколько мм) ткани лимфоузла, каждый из которых прикрепляют к предметному стеклу и окрашивают. Получается гистологический препарат, который можно анализировать под микроскопом.

Врач-патоморфолог исследует лимфатический узел под микроскопом, прежде всего решая вопрос, есть ли в гистологическом препарате опухолевые "лимфомные" клетки. Если врач находит "лимфомные" клетки, то следующий вопрос, который он решает: с каким видом лимфомы мы имеем дело? Это достаточно непростой вопрос, иногда требующий приготовления дополнительных гистологических препаратов и дополнительных методов окраски. В результате гистологического исследования ставится диагноз лимфомы с указанием ее вида по ВОЗ классификации 2001г.

Существует целый перечень дополнительных методов обследования, позволяющих сделать ряд уточнений в отношении диагноза, однако главным методом диагностики является гистологическое исследование.

Среди дополнительных методов обследования можно упомянуть проточную цитофотометрию. Целью этого метода является определение различных типов лимфоцитов, циркулирующих в периферической крови. Для исследования у больного забирают кровь из вены и далее, после специальной обработки, пропускают клетки крови через прибор, называемый проточным цитофотометром. Прибор позволяет подсчитать, сколько фракций (колоний) лимфоцитов и в каком количестве находится в крови больного. При этом также можно определить тип и количество "лимфомных" клеток. К дополнительным методам обследования также относится цитогенетическое исследование. При цитогенетическом исследовании определяют тип и количество повреждений хромосом в "лимфомных" клетках. Полученные данные могут оказаться полезными, т.к. ряд цитогенетических изменений связан со степенью агрессивности лимфомы. Применяют еще более сложные молекулярно-генетические исследования, помогающие распознать особенности поведения лимфомы.