ЛИМФОМЫ, книга для больных и их близких   ЛИМФОМЫ, книга для больных и их близких

Известны ли причины возникновения лимфом?

До настоящего времени установить первопричину возникновения лимфом не удалось. Изучено большое количество токсических веществ в отношении их связи с заболеваемостью лимфомами, однако отсутствуют убедительные данные о том, что какое-либо вещество может приводить к возникновению лимфом.

Некоторые исследователи считают, что существует связь между длительным воздействием химикатов, таких как инсектициды или пестициды, и заболеваемостью лимфомами. Однако не все эксперты разделяют эту точку зрения.

Большинство специалистов придерживается мнения о том, что возникновение и развитие лимфом во многом зависит от состояния иммунной системы человека. Причем, как подавление иммунной системы при вирусных инфекциях, длительном вынужденном приеме некоторых лекарственных препаратов или воздействии других факторов, так и ее продолжительная активация после трансплантации органов и тканей, при аутоиммунных заболеваниях и др. создает благоприятный фон для возникновения такого заболевания, как лимфома.

Одним из примеров влияния нарушений в иммунной системе на частоту возникновения лимфом является синдром приобретенного иммунодефицита (СПИД), вызванный вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ). Этот вирус поражает лимфоциты и приводит к выраженному снижению иммунной защиты организма. У больных СПИДом лимфомы развиваются чаще, чем среди здоровых людей.

Отклонения в работе иммунной системы обычно появляются после трансплантации органов: сердца, легкого, почек или печени. Это связано с реакцией "трансплантат против хозяина", которая является отражением конфликта между иммунной системой пациента (его называют реципиент), которому пересадили орган, и трансплантированным органом. Для подавления этой реакции отторжения обычно назначают длительный прием специальных лекарств, предотвращающих отторжение донорского органа. Эти лекарства обладают действием, угнетающим иммунную систему реципиента. Их называют иммунодепрессантами. Мощные воздействия на иммунную систему у больных, перенесших трансплантацию органов, создают благоприятный фон для возникновения лимфом. Риск развития лимфомы после трансплантации органов и тканей возрастает во много раз. Выделяют специальный вид лимфом, который называют посттрансплантационными.

Лимфома может развиться у людей, инфицированных лимфотропным T-клеточным вирусом 1-го типа. Этот вирус чаще всего встречается в Японии и на отдельных островах Карибского бассейна. Т-клеточная лимфома, вызванная этим вирусом, как правило, имеет агрессивное течение. Недавно появились исследования, в которых высказывается суждение о том, что вирус гепатита С может повысить риск заболевания лимфомой. Эти предварительные данные требуют уточнения.