Лимфомы, лечение   Лимфомы, лечение

Новые подходы к лечению улучшили выживаемость больных фолликулярной лимфомой

New Treatment Options Have Changed the Survival of Patients With Follicular Lymphoma
Richard I. Fisher et al.
Journal of Clinical Oncology, Vol 23, No 33 (November 20), 2005: pp. 8447-8452

Ричард Фишер и соавт.
Journal of Clinical Oncology, 2005.

Фолликулярная лимфома по прежнему считается неизлечимым заболеванием. Прогресс клинической медицины до недавнего времени не приводил к увеличению продолжительности жизни пациентов, составлявшей, в среднем, 7-10 лет. Однако в последнее время появилось несколько новых методов лечения. Прежде всего, это применение моноклональных антител, специфичных к опухолевым клеткам. Взаимодействие этих антител с лимфомными клетками ведет к уничтожению опухоли собственной иммунной системой пациента (биоиммунотерапия) или к ее разрушению ионизирующим излучением, создаваемым прикрепленными к антителам молекулами радиоизотопов (радиоиммунотерапия).

Эффект применения моноклональных антител на выживаемость больных фолликулярной лимфомой проанализирован в исследовании Р.Фишера и соавторов. В данной работе было проведено сравнение результатов терапии поздних стадий фолликулярной лимфомы с использованием трех различных подходов:

1. Стандартный протокол химиотерапии CHOP (циклофосфан + доксорубицин + винкристин + преднизон) с применением неспецифических иммуностимуляторов или без таковых (в исследовании приняли участие 356 пациентов).
  2. Протоколы ProMACE (преднизон, метотрексат, доксорубицин, циклофосфан и этопозид) или MOPP (мехлорэтамин, винкристин, прокарбазин и преднизон) с добавлением препаратов интерферона или без них (в исследовании приняли участие 425 пациентов).
  3. Химиотерапия по программе CHOP, применяемая в комбинации с моноклональными антителами (анти-CD20 антитело ритуксимаб или анти-CD20 антитело, меченное радиоактивным изотопом - 131I-тозитумомаб) (в исследовании приняли участие 179 пациентов).

Анализ результатов лечения показал, что эффективность протоколов химиотерапии CHOP и ProMACE/MOPP примерно одинакова. В течение 4-х лет после курса лечения заболевания не прогрессировало у 46% и 48% больных, соответственно. Вместе с тем, включение в программу лечения моноклональных антител значительно увеличивало эффективность лечения - 61% больных оставались в ремиссии через 4 года после лечения. Анализ данных о продолжительности жизни (выживаемости) пациентов показал, что через 4 года после курса химиотерапии по протоколу CHOP в живых остается 69% пациентов, после ProMACE/MOPP - 79% пациентов, а после комбинации CHOP с моноклональными антителами - 91% больных.

Результаты данного исследования свидетельствуют о том, что использование современных программ лечения фолликулярных лимфом, в которых химиотерапию комбинируют с биоиммунотерапией моноклональными антителами, существенно улучшает как продолжительность ремиссии, так и общую продолжительность жизни больных фолликулярной лимфомой.