Лимфомы - лекарственная терапия   Лимфомы - лекарственная терапия

Величина Ki-67 позволяет спрогнозировать рецидив лимфомы зоны мантии с поражением ЦНС

D Chihara
Ann. Oncol 2015 Feb 23 [Epub Ahead of Print]

Введение

Рецидив с поражением центральной нервной системы (ЦНС) является редким, однако серьезным осложнением при лимфоме зоны мантии (ЛЗМ). Выживаемость в данной ситуации остается неудовлетворительной. Выделение пациентов группы высокого риска по данному осложнению позволит выработать оптимальную схему профилактики данного осложнения.

Пациенты и методы

В исследовании приняли участие 608 пациентов (медиана возраста 67 лет, 22-92) с впервые диагностированной ЛЗМ в период с 1994 по 2012 годы.

Результаты

Интратекальную профилактики поражения ЦНС не получал ни один из пациентов. У 33 больных (5,4%) диагностирован рецидив с поражением ЦНС при медиане наблюдения 42,7 месяцев. Медиана времени от момента установления диагноза до рецидива с поражением ЦНС составила 20,3 месяца (2,2-141,3). 3-летняя кумулятивная встречаемость рецидива с поражением ЦНС была 5,6% (95% ДИ: 3,7-8,0%).

Унивариантный анализ позволил выявить следующие факторы риска: бластоидный вариант, лейкемизация, высокое значение международного прогностического индекса для ЛЗМ (MAPI) и повышение Ki-67. Мультивариантный анализ показал, что значение Ki-67 менее 30 является единственным статистически значимым фактором риска рецидива с поражением ЦНС (95% ДИ: 1,9-19,4, р=0,003).

2-летняя кумулятивная встречаемость рецидива с поражением ЦНС при величине Ki-67 большем или равном 30 составила 25,4%, при Ki-67 меньшем 30 – 1,6%. Ни одна стратегия лечения, включая ритуксимаб, высокие дозы цитарабина, высокие дозы метотрексата или консолидирующую аутологичную трансплантацию кроветворных стволовых клеток, не приводила к уменьшению вероятности рецидива с поражением ЦНС.

Медина выживаемости при рецидиве с поражением ЦНС составила 8,3 месяца. Различий в выживаемости в зависимости от зоны поражения ЦНС не выявлено.

Выводы

Высокие значения Ki-67 достоверно увеличивают риск развития рецидива ЛЗМ с поражением ЦНС. Пациентам данной группы необходимо обследование ЦНС перед лечением и разработка новых режимов профилактики поражения ЦНС.

Annals of Oncology

Ki-67 Is a Strong Predictor of Central Nervous System Relapse in Patients With Mantle Cell Lymphoma (MCL)

Ann. Oncol 2015 Feb 23;[EPub Ahead of Print], D Chihara, N Asano, K Ohmachi, M Nishikori, M Okamoto, M Sawa, R Sakai, Y Okoshi, N Tsukamoto, Y Yakushijin, S Nakamura, T Kinoshita, M Ogura, R Suzuki