Лимфомы, лечение   Лимфомы, лечение

ПРИМЕНЕНИЕ БОРТЕЗОМИБА У БОЛЬНЫХ С РЕЦИДИВИРУЮЩИМИ ИЛИ ХИМИОРЕЗИСТЕТНИМИ ФОРМАМИ ЛИМФОМ: ОЦЕНКА КЛИНИЧЕСКОЙ И ЛАБОРАТОРНОЙ АКТИВНОСТИ

Sandra J. Strauss и соавт.,
Journal of Clinical Oncology, 2006 г.

Целью исследования было оценить эффективность бортезомиба у больных злокачественными лимфомами и изучить взаимосвязь клинического ответа с концентрацией цитокинов в плазме и активностью препарата в первичных клеточных культурах.

В исследование был включен 51 пациент с рецидивирующими или химиорезистентными формами лимфом (лимфома мантийной зоны, фолликулярная лимфома, лимфоплазмоцитарная лимфома, диффузная В-крупноклеточная лимфома, Т-клеточная лимфома/лейкоз, болезнь Ходжкина). До включения в исследования все больные получили в среднем 4 линии химиотерапии.

Бортезомиб применяли в дозе 1,3 мг/м2 в 1, 4, 8, 11 дни с интервалом в 3 недели. Проводили оценку концентрации цитокинов в плазме (фактор некроза опухоли-альфа и интерлейкин-6), а также активности препарата в клеточных культурах.

Клинический ответ был получен у 7 больных лимфомой мантийной зоны (1 пациент - полная ремиссия, 6 - частичная ремиссия), уровень общего ответа составил 29%. 2 пациента с фолликулярной лимфомой достигли частичной ремиссии через 3 мес. после окончания лечения. Также частичная ремиссия была получена у 2 больных с макроглобулинемией Вальденстрема и у 1 пациента с болезнью Ходжкина. Исследователями была установлена высокая чувствительность клеточных культур к бортезомибу у больных лимфомой мантийной зоны, которая была связана с клиническим ответом. Уменьшение концентрации фактора некроза опухоли-альфа у больных лимфомой мантийной зоны также было связано с клиническим ответом на лечение. Применение бортезомиба сопровождалось рядом побочных эффектов (тромбоцитопения, слабость, периферическая полинейропатия).

Таким образом, в исследовании продемонстрирована эффективность бортезомиба у больных с рецидивирующими или химиорезистентными формами лимфомы мантийной зоны.

Sandra J. Strauss , Lenushka Maharaj , Susan Hoare , Peter W. Johnson , John A. Radford , Sarah Vinnecombe , Lynda Millard , Ama Rohatiner , Anthony Boral , Elizabeth Trehu , David Schenkein , Frances Balkwill , Simon P. Joel , and T. Andrew Lister. // Bortezomib Therapy in Patients With Relapsed or Refractory Lymphoma: Potential Correlation of In Vitro Sensitivity and Tumor Necrosis Factor Alpha Response With Clinical Activity. Journal of Clinical Oncology, 10.1200/JCO.2005.04.6789.