Лимфомы, трансплантация стволовых клеток   Лимфомы, трансплантация стволовых клеток

ЛЕЧЕНИЕ ПЕРВИЧНЫХ ЛИМФОМ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ВЫСОКИХ ДОЗ МЕТОТРЕКСАТА, АУТОЛОГИЧНОЙ ТРАНСПЛАНТАЦИИ СТВОЛОВЫХ КЛЕТОК И ТОТАЛЬНОГО ОБЛУЧЕНИЯ ГОЛОВНОГО МОЗГА

Montemurro M. и соавт.,
Ann Oncol., 2006 г.

Исследована эффективность и безопасность тандемного использования высоких доз метотрексата и аутологичной трансплантации периферических стволовых кроветворных клеток с кондиционирующим режимом "бусульфан/тиотепа" с последующим тотальным облучением головного мозга, проводимого в зависимости от противоопухолевого ответа на предшествующее лечение у первичных больных с первичной лимфомой центральной нервной системы.

Терапию высокими дозами метотрексата получили 23 пациента. Метотрексат вводили в 1-й и 10-й дни. В случае достижения, по крайней мере, частичной ремиссии проводили кондиционирование высокими дозами бусульфана и тиотепой с последующей аутологичной трансплантации периферических стволовых кроветворных клеток. Пациентам, у которых не был отмечен противоопухолевый ответ после высоких доз метотрексата, а также тем, у кого не была достигнута полная ремиссия после проведения аутологичной трансплантации периферических стволовых кроветворных клеток, проводили тотальное облучение головного мозга.

У 16 больных, которым была проведена терапия высокими дозами метотрексата и аутологичная трансплантация периферических стволовых кроветворных клеток, полная и частичная ремиссии были достигнуты у 69% и 13%, соответственно. В общей группе (23 человека) доля полных и частичных ремиссий составила 70% и 13%, соответственно. В процессе дальнейшего наблюдения было констатировано три смертельных исхода вследствие нейротоксичности в группе, в которой проводилась лучевая терапия (9 человек), в тоже время не было отмечено признаков персистирующей нейтротоксичности в группе больных, которым была проведена аутологичная трансплантация периферических стволовых кроветворных клеток без последующего тотального облучения головного мозга. В период наблюдения - медиана 15 месяцев (от 1 до 69 месяцев) - показатели бессобытийной и общей выживаемости для всех больных составили 17 и 20 месяцев, соответственно, а в группе после аутологичной трансплантации периферических стволовых кроветворных клеток бессобытийная выживаемость - 27 месяцев, показатель же общей выживаемости не определялся ввиду отсутствия летальных исходов в этой группе. Ожидаемая 2-х летняя бессобытийная и общая выживаемость составила 45% и 48%, соответственно, в общей группе, и 56% и 61%, соответственно, в группе после аутологичной трансплантации периферических стволовых кроветворных клеток.

Индукционная терапия высокими дозами метотрексата с последующей аутологичной трансплантацией периферических стволовых кроветворных клеток после кондиционирования бусульфаном+тиотепа является эффективным методом лечения больных с первичной лимфомой центральной нервной системы. Медиана общей выживаемости у больных после аутологичной трансплантации периферических стволовых кроветворных клеток на момент опубликования материалов не была определена ввиду хороших показателей выживаемости в этой группе.

Montemurro M, Kiefer T, Schuler F, Al-Ali H et al. Primary central nervous system lymphoma treated with high-dose methotrexate, high-dose busulfan/thiotepa, autologous stem-cell transplantation and response-adapted whole-brain radiotherapy: results of the multicenter Ostdeutsche Studiengruppe Hamato-Onkologie OSHO-53 phase II study// Ann Oncol. 2006