Лимфомы, трансплантация стволовых клеток   Лимфомы, трансплантация стволовых клеток

Аутологичная трансплантация кроветворных стволовых клеток после двух циклов высокодозной химиотерапии для лечения больных неходжкинской лимфомой с плохим прогнозом

Дуглас Стюарт и соавт.
Blood, февраль 2006 г.

Канадскими исследователями из Университета Калгари проведено проспективное клиническое исследование, в котором оценивали эффективность аутологичной трансплантации кроветворных стволовых клеток (АТКСК) после двух циклов высокодозной индукционной химиотерапии. В исследование были включены взрослые пациенты в возрасте до 65 лет с агрессивными вариантами неходжкинской лимфомы и плохим прогнозом заболевания - значением международного прогностического индекса с поправкой на возраст, составляющим 2 или 3. К сожалению, менее 30% пациентов с таким заболеванием достигают продолжительной ремиссии при использовании обычных режимов химиотерапии. Применение моноклональных антител (Мабтеры и др.) в комплексной терапии В-крупноклеточных неходжкинских лимфом увеличивает показатели выживаемости на 15-20%. Тем не менее, у половины больных результаты лечения остаются неудовлетворительными.
В связи с этим, канадскими исследователями была поставлена задача разработки более интенсивного протокола химиотерапии. В силу выраженного токсического эффекта, оказываемого интенсивной химиотерапией на костный мозг, аутологичная трансплантация кроветворных стволовых клеток является необходимым компонентом такого протокола. Проведение последовательных циклов химиотерапии, включающих различные противоопухолевые препараты, позволяет избежать развития устойчивости опухоли к химиопрепаратам и уничтожить максимальное количество опухолевых клеток до трансплантации, снижая вероятность рецидива.

Включенные в исследование пациенты получили один цикл химиотерапии CHOP в стандартной дозе, после которого проводился один цикл интенсивной химиотерапии по программе DICEP (циклофосфамид, этопозид, цисплатин). После этого осуществляли сбор кроветворных стволовых клеток путем цитафереза, кондиционирование по протоколу BEAM (кармустин, этопозид, цитозар, мелфалан), лучевая терапия на область опухолевых масс и аутологичная трансплантация кроветворных стволовых клеток. С июня 1998 по август 2004 в исследование было включено 55 пациентов в возрасте 20-63 года (в среднем 44). У 51 из них (92%) была диагностирована диффузная В-крупноклеточная неходжкинская лимфома. Плохие прогностические факторы, наблюдавшиеся у пациентов, включали IV-ю стадию заболевания (у 46 пациентов), повышенный уровень лактатдегидрогеназы (47 больных), плохое общее состояние (2-4 по шкале ECOG), большой размер опухолевых масс (>10 см, у 34 пациентов) и опухолевое поражение костного мозга (16 больных).

При средней продолжительности наблюдения 49 месяцев, 72% пациентов находились в ремиссии в течение 4-х лет, а с учетом больных, у которых наблюдался рецидив заболевания, общая выживаемость составила 79%.

Таким образом, схема высокодозной химиотерапии CHOP-DICEP-BEAM с аутологичной трансплантацией кроветворных стволовых клеток является высокоэффективным средством лечения больных неходжкинской лимфомой с плохим прогнозом.

Upfront double high dose chemotherapy with DICEP followed by BEAM and autologous stem cell transplantation for poor prognosis aggressive non-Hodgkin's lymphoma
Douglas A. Stewart et al.
Blood First Edition Paper, prepublished online February 7, 2006; DOI 10.1182/blood-2005-12-4898