Рассеянный склероз, трансплантация стволовых клеток.

Трансплантация стволовых кроветворных клеток при рассеянном склерозе

Аутологичная трансплантация кроветворных стволовых клеток как терапия спасения при злокачественной форме рассеянного склероза

Mancardi GL. И соавт.,
Multiple Sclerosis, 2005

Под злокачественной формой рассеянного склероза понимаются те случаи этого демиелинизирующего заболевания, когда его агрессивное течение ведет к быстрой инвалидизации пациента и развитию угрожающих жизни осложнений. Стандартные методы лечения рассеянного склероза неэффективны у пациентов со злокачественными формами заболевания. В последние годы было доказано, что интенсивная иммуносупрессивная терапия в сочетании с аутологичной трансплантацией кроветворных стволовых клеток может обеспечить отличный эффект при тяжелых формах рассеянного склероза и, в соответствии с данными магнитно-резонансного томографии, полностью прекратить процессы воспаления в центральной нервной системе.

В работе итальянских ученых сообщается о результатах трансплантации кроветворных стволовых клеток у 3-х пациентов со злокачественной формой рассеянного склероза, темпы развития заболевания у которых свидетельствовали об очень плохом прогнозе. Высокодозная иммуносупрессивная терапия с аутологичной трансплантацией кроветворных стволовых клеток остановила прогрессирование заболевания у данных пациентов. Этот эффект был продолжительным, что подтверждено результатами двухлетнего наблюдения за двумя пациентами и годичного - за третьим. Кроме того, процедура оказала поразительный эффект на процессы воспаления в центральной нервной системе по данным магнитно-резонансного томографии.

Эти наблюдения подтверждают целесообразность проведения высокодозной иммуносупрессивной терапии с аутологичной трансплантацией кроветворных стволовых клеток пациентам с быстро прогрессирующим злокачественным течением рассеянного склероза, устойчивого к стандартным методам лечения.

Mancardi GL, Murialdo A, Rossi P, et al. Autologous stem cell transplantation as rescue therapy in malignant forms of multiple sclerosis.
Mult Scler. 2005 Jun;11(3):367-71.