Рассеянный склероз, трансплантация стволовых клеток.

Трансплантация стволовых кроветворных клеток при рассеянном склерозе

Высокодозная терапия с аутологичной трансплантацией стволовых кроветворных клеток при рассеянном склерозе: стратегии лечения и результаты.

Шевченко Ю.Л. и соавт.
The Hematology Journal, 2005.

Высокодозная терапия с аутологичной трансплантацией стволовых кроветворных клеток является новым и перспективным методом лечения рассеянного склероза. Стратегия лечения зависит от стадии заболевания. Согласно концепции высокодозной терапии с аутологичной трансплантацией стволовых кроветворных клеток при рассеянном склерозе выделяют три стратегии лечения: ранняя трансплантация, этапная трансплантация и трансплантация отчаяния.

Целью настоящего исследования явилось определение результатов лечения больных рассеянным склерозом при различных стратегиях проведения высокодозной терапии с трансплантацией стволовых кроветворных клеток.

В исследование были включены 17 больных рассеянным склерозом (4 мужчин/13 женщин; средний возраст больных - 32,3 года). Всем больным ранее проводили традиционную терапию. Индекс инвалидизации (EDSS) на момент начала исследования в среднем составлял 6,0. Срок наблюдения колебался от 3 до 60 месяцев. Результаты лечения определяли на основании данных неврологического обследования, магнитно-резонансной томографии и оценки показателей качества жизни в различные сроки после трансплантации стволовых клеток.

Анализ результатов проводили у 15 больных, у которых сроки наблюдения превышали 6 месяцев после трансплантации. У 11 (73.3%) из 15 больных зарегистрировано клиническое улучшение или стабилизация заболевания в течение всего периода наблюдения. Из них у 3 больных было значительное улучшение: EDSS снизился более чем на 1,0. У 2 больных имело место снижение EDSS на 1,0 и у 3 больных - на 0,5. Стабилизация наблюдалась в трех случаях. По данным магнитно-резонансной томографии у всех больных, имевших клиническое улучшение или стабилизацию, отсутствовали признаки активности заболевания. У 4 больных в различные сроки после трансплантации произошло прогрессирование заболевания, выражавшее в увеличении EDSS на 0,5.

У больных с клиническим улучшением или стабилизацией заболевания наблюдалось существенное улучшение параметров качества жизни через 1 год после трансплантации. В более поздние сроки наблюдения у больных имело место дальнейшее улучшение качества жизни.

Что касается стратегий лечения, 14 больным была проведена этапная трансплантация стволовых клеток. Раннюю трансплантацию стволовых клеток провели 2 больным, у которых значения EDSS до начала лечения составили 2,0 и 3,5, соответственно. У обоих больных имело место клиническое улучшение (EDSS снизился на 0, 5), а также улучшение показателей качества жизни. Одной больной была проведена трансплантация отчаяния (возраст 49 лет; вторично-прогредиентный рассеянный склероз; EDSS до начала лечения - 7,5; срок наблюдения - 48 месяцев). В результате лечения наступило клиническое улучшение (EDSS снизился с 7,5 до 6,0), сопровождавшееся существенным улучшением качества жизни больной.

Таким образом, применение высокодозной терапии с аутологичной трансплантацией стволовых кроветворных клеток приводит к клиническому улучшению или стабилизации заболевания у 73.3 % больных рассеянным склерозом. Другим важным результатом лечения является значительное улучшение параметров качества жизни больных. Показана эффективность при использовании различных стратегий лечения: ранней трансплантации, этапной трансплантации и трансплантации отчаяния.

High dose chemotherapy (HDCT)+autologous stem cell transplantation (ASCT) in patients with multiple sclerosis (MS): treatment strategies and outcomes.
Y.L. Shevchenko et al.
The Hematology Journal, 2005, Vol. 90,Suppl. 2, P.197