Рассеянный склероз, трансплантация стволовых клеток.

Трансплантация стволовых кроветворных клеток при рассеянном склерозе

Высокодозная терапия + аутологичная трансплантация кроветворных стволовых клеток при рассеянном склерозе: результаты лечения.

Ю.Л. Шевченко, А.А. Новик, А.Н. Кузнецов и соавт., Blood, 2006

В последнее десятилетие высокодозная терапия с аутологичной трансплантацией кроветворных стволовых клеток все чаще применяется для лечения рассеянного склероза. Критериями эффективности лечения при рассеянном склерозе являются длительность периода без прогрессирования заболевания и улучшение качества жизни больного. В исследовании Ю.Л. Шевченко, А.А. Новика, А.Н. Кузнецова и соавторов оценивали результаты лечения больных рассеянным склерозом после ранней трансплантации стволовых клеток, этапной трансплантации стволовых клеток и трансплантации спасения.

В исследование было включено 32 больных рассеянным склерозом (12 мужчин, 20 женщин; средний возраст - 32 года; диапазон - 19-49). 16 больных имели вторично-прогрессирующее течение; 8 больных - первично-прогрессирующее течение; 1 больной - прогрессирующе-рецидивирующее течение; 7 больных - рецидивирующе-ремиттирующее течение рассеянного склероза. Двум больным проведена ранняя трансплантация стволовых клеток; 27 больным - этапная трансплантация стволовых клеток и 3 больным - трансплантация спасения. Индекс инвалидизации больных рассеянным склерозом EDSS в момент начала исследования был 6,0. Длительность наблюдения составила в среднем 18 месяцев (от 6 до 78 месяцев). Все больные до трансплантации стволовых кроветворных клеток получали традиционную терапию (бетаферон, солумедрол, копаксон, митоксантрон и др.), которая не обеспечивала остановки прогрессирования рассеянного склероза. Оценку результатов лечения проводили в различные сроки после трансплантации стволовых кроветворных клеток на основании данных неврологического обследования, магнитно-резонансной томографии и показателей качества жизни больных.

В анализ результатов трансплантации стволовых кроветворных клеток включено 27 больных рассеянным склерозом, у которых срок наблюдения после трансплантации составил 1 год и более. У всех больных отмечено либо клиническое улучшение, либо стабилизация заболевания.

Клиническое улучшение наблюдали более чем у половины больных: у 3 пациентов произошло существенное снижение индекса инвалидизации EDSS (более чем на 1,0 балл), у 4 пациентов - снижение EDSS на 1,0 балл и у 5 пациентов - на 0,5 балла. В 12 случаях имела место стабилизация заболевания. По данным магнитно-резонансной томографии отсутствие активности заболевания зарегистрировано у всех больных рассеянным склерозом с клиническим улучшением или стабилизацией после трансплантации стволовых кроветворных клеток. У двух больных после 18-ти месяцев стабилизации произошло повышение индекса инвалидизации; у двух других пациентов прогрессирование заболевания наступило после 12-ти и 30-ти месяцев клинического улучшения, соответственно.

У 19 из 21 больного, включенных в анализ данных качества жизни, наблюдали улучшение показателей качества жизни уже через 6 месяцев после трансплантации стволовых кроветворных клеток. Через 1 год после трансплантации стволовых кроветворных клеток у одного больного отмечен максимальный ответ, связанный с качеством жизни; у 3 больных - хороший ответ; у 7 больных - умеренный ответ; у 8 больных - минимальный ответ. Через 2,5 года после трансплантации стволовых кроветворных клеток у 3 больных наблюдали максимальный ответ, связанный с качеством жизни. Примечательно, что у всех больных происходило постепенное улучшение качества жизни в течение всего периода наблюдения.

Заключение. После высокодозной терапии с аутологичной трансплантацией кроветворных стволовых клеток у всех больных рассеянным склерозом наблюдается клинический ответ на лечение. У большинства больных после трансплантации стволовых кроветворных клеток имеет место существенное улучшение качества жизни. Для получения информации об эффективности высокодозной терапии с аутологичной трансплантацией кроветворных стволовых клеток для различных форм и стадий рассеянного склероза необходимы дальнейшие исследования с комплексной оценкой, как клинических характеристик, так и показателей качества жизни больных.

Y.L. Shevchenko, A.A. Novik, A.N. Kuznetcov et al. Multicenter Experience of High Dose Chemotherapy (HDCT)+Autologous Stem Cell Transplantation (ASCT) in Multiple Sclerosis (MS) Patients. Blood-Vol 108-№11- Part 1 -2006 - p.875a.