Рассеянный склероз, трансплантация стволовых клеток.

Трансплантация стволовых кроветворных клеток при рассеянном склерозе

Результаты лечения больных рассеянным склерозом после различных видов аутологичной трансплантации стволовых кроветворных клеток: ранней трансплантации, этапной трансплантации и трансплантации спасения.

Шевченко Ю.Л. , Новик А.А., Кузнецов А.А. и соавт.,
Bone Marrow Transplantation Journal, 2008

Высокодозная терапия с аутологичной трансплантацией стволовых кроветворных клеток - новый и перспективный метод лечения рассеянного склероза. До настоящего времени вопрос об оптимальных сроках проведения трансплантации стволовых кроветворных клеток по-прежнему остается открытым.
В зависимости от стадии заболевания выделяют три стратегии лечения: ранняя трансплантация стволовых клеток (EDSS 1.5-3.0), этапная трансплантация стволовых клеток (EDSS 3.5-6.5) и трансплантация спасения (EDSS 7.0-8.0). В представленной работе оценивали результаты лечения больных рассеянным склерозом после ранней трансплантации стволовых клеток, этапной трансплантации стволовых клеток и трансплантации спасения.

Проанализированы результаты лечения 50 больных рассеянным склерозом (22 мужчины, 28 женщин; средний возраст - 32 года; диапазон - 17-51). 27 больных имели вторично-прогрессирующее течение; 11 больных - первично-прогрессирующее; 1 больной - прогрессирующе-рецидивирующее; 11 больных - рецидивирующе-ремиттирующее течение рассеянного склероза.
Девяти больным проведена ранняя трансплантация стволовых клеток; 37 больным - этапная трансплантация стволовых клеток и 4 больным - трансплантация спасения. Индекс инвалидизации EDSS до проведения трансплантации стволовых клеток был в среднем 5,0 (от 1,5 до 8.0). Длительность наблюдения после трансплантации стволовых клеток составила в среднем 19 месяцев (от 6 до 90 месяцев). Больные ранее получали традиционную терапию, которая была неэффективна и сопровождалась прогрессированием рассеянного склероза.
Оценку результатов лечения проводили в различные сроки после трансплантации стволовых клеток на основании данных неврологического обследования, магнитно-резонансной томографии и показателей качества жизни больных.

Результаты оценивали у больных, у которых срок наблюдения после трансплантации стволовых клеток составил 1 год и более. В эту группу вошли 45 пациентов. У всех 45 больных после трансплантации стволовых клеток наблюдали либо клиническое улучшение (28 человек), либо стабилизацию заболевания (17 человек). Среди больных с улучшением 20 пациентам проведена этапная трансплантация стволовых клеток, 6 - ранняя трансплантация стволовых клеток и 2 - трансплантация спасения.
Из группы больных, у которых наблюдалась стабилизация заболевания, 15 пациентам проведена этапная трансплантация стволовых клеток и 2 - трансплантация спасения. У двух больных после 18-ти месяцев стабилизации произошло повышение индекса инвалидизации; у двух других пациентов прогрессирование заболевания наступило после 12-ти и 30-ти месяцев клинического улучшения. У вcех больных с клиническим улучшением и стабилизацией наблюдалось улучшение показателей качества жизни.
Больные, у которых зарегистрировано отсутствие прогрессирования заболевания, не получали никакого лечения в течение всего периода наблюдения после трансплантации стволовых клеток.

Заключение. Результаты демонстрируют высокую клиническую эффективность высокодозной терапии с аутологичной трансплантацией кроветворных стволовых клеток при рассеянном склерозе. Полученные данные свидетельствуют о целесообразности проведения ранней трансплантации стволовых клеток, этапной трансплантации стволовых клеток и трансплантации спасения у больных рассеянным склерозом. Необходимы дальнейшие исследования для определения оптимальных сроков проведения трансплантации и уточнения режимов высокодозной терапии.

Y.L. Shevchenko, A.A. Novik, A.N. Kuznetsov et al.,
Treatment Outcomes in Multiple Sclerosis (MS) after Early, Conventional and Salvage Autologous Stem Cell Transplantation(ASCT).
BMT Journal, 2008, Vol.41, Suppl.1, P.187.