Рассеянный склероз, трансплантация стволовых клеток.

Трансплантация стволовых кроветворных клеток при рассеянном склерозе

Ранний агрессивный рассеянный склероз успешно лечится с помощью аутологичной трансплантации кроветворных стволовых клеток

J.Fagius и соавт.,
Multiple Sclerosis, 2008

В течение последних 15 лет высокодозная иммуносупрессивная терапия с аутологичной трансплантацией кроветворных стволовых клеток все шире применяется для лечения тяжелых форм рассеянного склероза. Большинство научных публикаций посвящено анализу результатов трансплантации кроветворных стволовых клеток у пациентов с длительным прогрессирующим течением рассеянного склероза.

С 2004 года нами проведена высокодозная иммуносупрессивная терапия с аутологичной трансплантацией кроветворных стволовых клеток 9 молодым пациентам с агрессивным рецидивирующе-ремиттирующим рассеянным склерозом.
Трансплантация кроветворных стволовых клеток была выполнена больным со сроком заболевания не более 8 лет, частыми и тяжелыми рецидивами, наличием недавних периодов улучшения, свидетельствующих о возможности полного восстановления после иммуносупрессивной терапии.

Средний возраст больных в момент проведения трансплантации кроветворных стволовых клеток составил 27 лет (от 9 до34 лет). Длительность рассеянного склероза колебалась от 4 до100 месяцев. Количество рецидивов было в пределах от 4 до 12. Индекс инвалидизации больных (EDSS) в момент обследования был в среднем 7,0 (диапазон 3,5 – 8,0). Длительность наблюдения после трансплантации кроветворных стволовых клеток составила в среднем 29 месяцев (от 23 до 47 месяцев).

После трансплантации кроветворных стволовых клеток обнаружено существенное снижение индекса инвалидизации (в среднем на 3,5 балла). Полученные данные превосходят ранее представленные результаты. Рецидив наблюдали лишь у одного больного через 7 месяцев после трансплантации с быстрым восстановлением состояния. Все остальные больные были стабильны в течение всего периода наблюдения, причем значение индекса инвалидизации было значительно ниже, чем до трансплантации кроветворных стволовых клеток. Следует отметить, что если до трансплантации у больных было большое количество рецидивов, то после трансплантации кроветворных стволовых клеток только у одного больного зарегистрирован один рецидив.

Заключение.
Результаты трансплантации кроветворных стволовых клеток при агрессивном рецидивирующе-ремиттирующем рассеянном склерозе демонстрируют высокую эффективность этого метода лечения.

J. Fagius et al.
Early highly aggressive MS successfully treated by hematopoietic stem cell transplantation.
Multiple Sclerosis. 2008 (публикация на сайте журнала от 19 сентября 2008)..