Рассеянный склероз, трансплантация стволовых клеток.

Трансплантация стволовых кроветворных клеток при рассеянном склерозе

Трансплантация стволовых кроветворных клеток при тяжелых аутоиммунных заболеваниях: прошлое, настоящее и будущее

А. Marmont - профессор, научный консультант клиники гематологии и трансплантации стволовых клеток, Больницы св. Мартиноса, Генуя, Италия.

По материалам симпозиума "Трансплантация стволовых клеток при рассеянном склерозе". Москва, 5 октября 2009 г.

Клеточная терапия при тяжелых аутоиммунных заболеваниях (АИЗ) является одной из быстро развивающихся областей медицины. К клеточной терапии относят трансплантацию аутологичных и аллогенных стволовых кроветворных клеток (СКК) и в последнее время комбинацию аутологичной трансплантации с методами генной терапии.

Данный метод лечения основан на двух возможных механизмах:

1) иммуносупрессии, направленной на эрадикацию пула аутореактивных лимфоцитов и их предшественников
2) репрограммировании иммунной системы.

Наиболее быстрое развитие получила аутологичная трансплантации стволовых кроветворных клеток, впервые предложенная для лечения тяжелой системной красной волчанки (СКВ) в 1993 году и в последующем для других АИЗ с 1995 года. Первые трансплантации СКК при системных заболеваниях соединительной ткани были выполнены в 1996 г.

В настоящее в международных регистрах есть информация о 900 пациентах с АИЗ, которые прошли лечение методом трансплантации стволовых кроветворных клеток. C внедрением новых режимов кондиционирования при тщательном отборе пациентов и наличии подготовленного персонала аутологичная трансплантация стволовых кроветворных клеток может считаться безопасной процедурой. В качестве источника стволовых клеток первоначально использовался костный мозг, но в настоящее время наиболее часто применяются стволовые кроветворные клетки периферической крови, полученные путем процедуры мобилизации.

С целью иммуносупрессии применялись различные режимы кондиционирования, однако современная тенденция сводится к использованию менее токсичных немиелоаблативных режимов. С целью усиления иммуносупрессии и уменьшения влияния на миелопоэз проводятся исследования комбинированных с биологическими агентами режимов кондиционирования. Высокодозная иммуносупрессивная терапия может приводить как к редукции популяции аутоиммунных клеток, так и к многочисленным качественным изменениям в иммунной системе. Эффект аутологичной трансплантации стволовых кроветворных клеток может быть разделен на 2 фазы: ранняя иммуносупрессия, приводящая к регрессу иммуновоспалительного процесса и быстрому клиническому эффекту, и более поздняя реконституция иммунной системы, приводящая к длительной ремиссии заболевания.

В ряде случаев на фоне длительной стойкой ремиссии заболевания отмечается регресс органных повреждений. Важен тот факт, что в случае рецидивов АИЗ после трансплантации стволовых кроветворных клеток возможно эффективное применение ранее неэффективной стандартной терапии.

Следует отметить, что аутологичная трансплантации стволовых кроветворных клеток является высокоэффективным и достаточно безопасным методом лечения АИЗ. В перспективе интересны комбинации аутологичной трансплантации с биологическими агентами и методами иммунной и таргетной терапии.