Рассеянный склероз, трансплантация стволовых клеток.

Трансплантация стволовых кроветворных клеток при рассеянном склерозе

Аутологичная трансплантация кроветворных стволовых клеток у больных с прогрессирующими формами рассеянного склероза

Ю.Л. Шевченко, A.А. Новик, А.Н. Кузнецов и соавт.
Неврологический журнал №3, 2010

Одним из новых перспективных подходов к лечению рассеянного склероза (РС) является высокодозная иммуносупрессивная терапия с трансплантацией кроветворных стволовых клеток (далее ТСКК). Трансплантация кроветворных стволовых клеток – метод лечения, позволяющий влиять на иммунопатогенез рассеянного склероза. В статье представлены результаты трансплантации кроветворных стволовых клеток у 94 больных прогрессирующим рассеянным склерозом (43 мужчины и 51 женщина, средний возраст 33,7 года).

Мобилизацию кроветворных стволовых клеток проводили с использованием гранулоцитарного колониестимулирующего фактора (Г-КСФ) в дозе 10 мкг/кг в сутки. В качестве режима кондиционирования использовали протокол BEAM или miniBEAM. В анализ клинической эффективности включен 61 пациент со сроком наблюдения 9 мес. и более в соответствии с требованиями протокола. Оценка неврологического статуса проводилась до трансплантации кроветворных стволовых клеток, через 3, 6, 9, и 12 мес. после трансплантации, затем каждые 6 мес. в течение первых 4 лет и ежегодно впоследствии. МРТ проводили до трансплантации кроветворных стволовых клеток, через 6мес, через 1 год после трансплантации и впоследствии ежегодно. Средняя длительность периода наблюдения составила 20 мес. (от 6 до 114 мес.).

В результате было установлено, что процедура трансплантации кроветворных стволовых клеток хорошо переносилась больными. Не было отмечено летальных исходов и тяжелых осложнений в посттрансплантационном периоде. Через 1 год после трансплантации кроветворных стволовых клеток клинический ответ зарегистрирован у 95% пациентов (стабилизация – 40%, клиническое улучшение 55%). Через 2 года после трансплантации кроветворных стволовых клеток улучшение наблюдалось у 60%, стабилизация – у 25%, прогрессирование – у 15% больных. У всех пациентов с улучшением и стабилизацией отсутствовали очаги, накапливающие контрастный препарат по данным МРТ.

Таким образом, трансплантация кроветворных стволовых клеток является эффективным и безопасным методом лечения прогрессирующего РС. В настоящее время в международном сообществе ведется поиск консенсуса в отношении показаний к проведению трансплантации кроветворных стволовых клеток. Одной из точек зрения, основанной на представленных результатах, является необходимость применения трансплантации кроветворных стволовых клеток в начале заболевания, когда доминирующей является иммуновоспалительная составляющая, редукция которой позволяет остановить прогрессирование рассеянного склероза на длительный срок.