Рассеянный склероз, трансплантация стволовых клеток.

Трансплантация стволовых кроветворных клеток при рассеянном склерозе

Сравнение результатов применения ранней трансплантации стволовых кроветворных клеток с этапной трансплантацией и трансплантацией отчаяния при рассеянном склерозе: результаты 10-летнего опыта Российско-Американского сотрудничества

Y. Shevchenko, A. Novik, A. Kuznetsov et al.
15th Congress of the European Hematology Association, June 10 – 13, 2010

Высокодозная иммуносупрессивная терапия с трансплантацией стволовых кроветворных клеток является эффективным многообещающим методом лечения тяжелых аутоиммунных заболеваний и все чаще применяется для лечения рассеянного склероза в течение последних 10 лет. Одним из ключевых вопросов является время проведения трансплантации. Согласно концепции высокодозной иммуносупрессивной терапии с трансплантацией стволовых кроветворных клеток при рассеянном склерозе выделяют три стратегии лечения: ранняя трансплантация стволовых клеток (EDSS – 1,5 -3,0 балла), этапная трансплантация (EDSS – 3,5 -6,5 баллов) и трансплантация отчаяния (EDSS – 7,0 -8,5 баллов).

Проанализирована эффективность различных стратегий трансплантации стволовых кроветворных клеток у больных рассеянным склерозом.
Оценивали результаты лечения у 164 пациентов с различными вариантами рассеянного склероза (66 - мужчин, 98 - женщины; средний возраст - 33 года). 57 больных имели вторично-прогрессирующее течение; 29 - первично-прогрессирующее; 5 – прогрессирующее с обострениями; 73 пациента - ремиттирующее течение заболевания. Ранняя трансплантация стволовых кроветворных клеток проведена 72 пациентам, этапная - 84, трансплантация отчаяния – у 8 больных.

Среднее значение индекса EDSS до трансплантации составляло 4.0 балла, средняя длительность периода наблюдения - 22,9 мес. (от 6 до 128 мес.). Неврологическое обследование проводили до трансплантации стволовых кроветворных клеток, при выписке из стационара, через 3, 6, 9 и 12 мес. после трансплантации стволовых кроветворных клеток, затем – каждые 6 мес. Во время проведения трансплантации стволовых кроветворных клеток не было зарегистрировано ни одного летального исхода или тяжелых неконтролируемых побочных эффектов.

Анализ эффективности был проведен у 129 пациентов с длительностью периода наблюдения не менее 6 мес. (56 пациентов после ранней трансплантации, 73 - после этапной трансплантации или трансплантации отчаяния). Через 6 мес. после ранней трансплантации стволовых кроветворных клеток распределение пациентов согласно клиническому ответу было следующим: стабилизация - 30 (54%) больных, улучшение - 26 (46%) больных.

После этапной трансплантации или трансплантации отчаяния: стабилизация - 37 (51%) больных, улучшение - 35 (48%), прогрессирование – у 1 (1%) пациента. Через 12 мес. в группе этапной трансплантации или трансплантации отчаяния зарегистрировано прогрессирование заболевание еще у 1 пациента, в группе ранней трансплантации стволовых кроветворных клеток не было зарегистрировано ни одного случая прогрессирования рассеянного склероза. В отдаленном периоде (медиана - 24.7 мес.) после ранней трансплантации стабилизация зарегистрирована у 8 (31%) больных, улучшение - 17 (65%) больных, прогрессирование – у 1 (1%) пациента. В группе этапной трансплантации или трансплантации отчаяния: стабилизация - 11 (31%) больных, улучшение - 20 (57%) больных, прогрессирование – у 4 (12%) пациентов. У всех больных без прогрессирования заболевания после трансплантации стволовых кроветворных клеток отсутствовали активные или новые очаги поражения по данным МРТ.

Таким образом, высокодозная иммуносупрессивная терапия с трансплантацией стволовых кроветворных клеток является эффективным и безопасным методом лечения рассеянного склероза. Ранняя трансплантация приводит к лучшим результатам лечения по сравнению с этапной трансплантацией или трансплантацией отчаяния.