Рассеянный склероз, трансплантация стволовых клеток.

Трансплантация стволовых кроветворных клеток при рассеянном склерозе

Аутологичная трансплантация стволовых кроветворных клеток +/- консолидирующая терапия при рассеянном склерозе

Y. Shevchenko, A. Novik, A. Kuznetsov et al.
14th Congress of the European Federation of Neurological Societies (EFNS), Geneva, 2010

Аутологичная трансплантация стволовых кроветворных клеток все чаще используется в качестве эффективного метода лечения рассеянного склероза.

Проанализированы результаты аутологичной трансплантации стволовых кроветворных клеток в комбинации с консолидирующей терапией при рассеянном склерозе.

У 164 больных рассеянным склерозом (66 - мужчины, 98 - женщины; средний возраст - 33 года) выполнена аутологичная трансплантация стволовых кроветворных клеток. 57 больных имели вторично-прогрессирующее течение; 29 пациентов - первично-прогрессирующее течение; 5 больных - прогрессирующее с обострениями течение; 73 пациента - ремиттирующее течение. 40 пациентов получали консолидирующую терапию митоксантроном в течение 12 мес. после трансплантации. Среднее значение индекса EDSS до аутологичной трансплантации стволовых кроветворных клеток составляло 4.0 балла. Средняя длительность периода наблюдения - 20,9 месяцев (от 6 до 129 месяцев).

Неврологическое обследование проводили до трансплантации, при выписке из стационара, через 3, 6, 9 и 12 месяцев после трансплантации, затем - каждые 6 месяцев.

Анализ эффективности выполнен у 129 пациентов с длительностью периода наблюдения более 9 мес. после аутологичной трансплантации стволовых кроветворных клеток. В отдаленном периоде (средняя длительность наблюдения - 31 мес.) в группе без консолидирующей терапии уровень общего ответа составил 91%, безрецидивной выживаемости - 94%. В группе пациентов, получавших консолидирующую терапию (средняя длительность наблюдения - 27 мес.), у 100% пациентов зарегистрирован клинический ответ, безрецидивная выживаемость также составила 100%. Во время трансплантации стволовых кроветворных клеток и проведения консолидации не было зарегистрировано летальных исходов или тяжелых неконтролируемых побочных эффектов.

Результаты убедительно свидетельствуют об эффективности и безопасности аутологичной трансплантации стволовых кроветворных клеток при рассеянном склерозе. Согласно предварительным данным консолидирующая терапия улучшает результаты лечения. Для подтверждения эффективности применения консолидирующей терапии после аутологичной трансплантации стволовых кроветворных клеток необходимы более длительные сроки наблюдения.