Рассеянный склероз, трансплантация стволовых клеток.

A. Novik, A. Kuznetsov, B. Afanasiev et al.

37th Annual Meeting of the European Group for Blood and Marrow Transplantation, 2011

Отдаленные результаты аутологичной трансплантации стволовых кроветворных клеток при рассеянном склерозе

В течение последних 10 лет высокодозная иммуносупрессивная терапия с трансплантацией аутологичных стволовых кроветворных клеток все чаще применяется для лечения рассеянного склероза. Целью данного исследования являлось оценить безопасность и  отдаленный клинический результат применения трансплантации аутологичных стволовых кроветворных клеток у больных рассеянным склерозом

Проанализированы результаты лечения 191 пациента с рассеянным склерозом (78 - мужчины, 113 - женщины; средний возраст - 34 года, возрастной диапазон - 17 - 55 лет). 84 больных имели вторично-прогрессирующее течение; 28 пациентов - первично-прогрессирующее течение; 5 больных - прогрессирующее с обострениями течение; 74 пациента - ремиттирующее течение заболевания. У 182 пациентов кондиционирование проводилось по протоколам BEAM или BEAM-like, у 9 пациентов - флюдарабином. Среднее значение индекса EDSS до трансплантации стволовых кроветворных клеток составляло 4,5 балла (в диапазоне 1,5 - 8,5 баллов). Средняя длительность периода наблюдения составила 29 месяцев (в диапазоне от 1,5 до 128 месяцев).

В основном процедура трансплантации хорошо переносилась больными. Анализ эффективности трансплантации был проведен у 121 пациента с длительностью периода наблюдения более 12 мес. В данной группе средняя длительность периода наблюдения составила 36,5 мес. В отдаленном периоде неврологическое улучшение зарегистрировано у 49 пациентов, стабилизация - у 46 пациентов. Таким образом, уровень общего ответа на лечение составил 79%. У 26 пациентов (21%) было отмечено прогрессирование рассеянного склероза в различные сроки после трансплантации. Из 42 пациентов с ремиттирующим вариантом рассеянного склероза в отдаленном периоде (средняя длительность 35,7 мес.) клинический ответ зарегистрирован у 36 (86%) пациентов; у 6 (14%) пациентов было отмечено прогрессирование рассеянного склероза в различные сроки. В течение первых 12 мес. после трансплантации у 41 (98%) пациента не было отмечено ни одного рецидива заболевания; в отдаленном периоде у 38 (90%) пациентов не регистрировались рецидивы.

Среди 79 пациентов с прогрессирующим рассеянным склерозом клинический ответ в отдаленном периоде (средняя длительность 37 мес.) зарегистрирован у 59 (75%) больных. У 20 (25%) пациентов было отмечено прогрессирование рассеянного склероза в различные сроки после трансплантации.

Полученные результаты убедительно свидетельствуют об эффективности высокодозной иммуносупрессивной терапии с трансплантацией аутологичных стволовых кроветворных клеток при различных вариантах рассеянного склероза.