Рассеянный склероз, трансплантация стволовых клеток.

A. Novik, A. Kuznetsov, V. Melnichenko  et al.

J Stem Cell Res Ther, 2011, 1 : 1

Немиелоаблативная трансплантация аутологичных стволовых кроветворных клеток с консолидирующей терапией Митоксантроном при рассеянном склерозе

Высокодозная иммуносупрессивная терапия с трансплантацией стволовых кроветворных клеток является эффективным и многообещающим методом лечения рассеянного склероза. В настоящее время перспективным представляется разработка и применение  режимов кондиционирования со сниженной интенсивностью (немиелоаблативных).

Целью данного исследования являлось оценить эффективность немиелоаблативной трансплантации стволовых кроветворных клеток с консолидирующей терапией Митоксантроном у больных рассеянным склерозом.

Проанализированы результаты лечения 55 больных рассеянным склерозом (23 - мужчины, 32 - женщины; средний возраст - 29,1 года). Значение индекса EDSS до немиелоаблативной трансплантации стволовых кроветворных клеток составило в среднем 4,0 балла (в диапазоне 1,5 - 8,0 баллов). Средняя длительность периода наблюдения составила 26 месяцев (в диапазоне от 9 до 50 месяцев). Процедура трансплантации хорошо переносилась больными. Во время проведения немиелоаблативной трансплантации стволовых кроветворных клеток, а также в течение всего периода наблюдения не было зарегистрировано ни одного летального исхода или тяжелых неконтролируемых побочных эффектов. У всех пациентов был зарегистрирован ответ на лечение. При длительном наблюдении в группе с ремиттирующим вариантом рассеянного склероза улучшение зарегистрировано у 15 (58%), стабилизация - у 11 (42%) пациентов. В группе прогрессирующего рассеянного склероза улучшение было достигнуто у 15 (82%), стабилизация - у 3 (18%) пациентов. У всех больных  после трансплантации отсутствовали активные или новые очаги поражения по данным МРТ.

Полученные результаты убедительно свидетельствуют о высокой клинической эффективности и безопасности немиелоаблативной трансплантации стволовых кроветворных клеток с консолидирующей терапией Митоксантроном у пациентов с  различными вариантами рассеянного склероза.