Рассеянный склероз, трансплантация стволовых клеток.

Трансплантация стволовых кроветворных клеток при рассеянном склерозе

Высокодозная терапия + аутологичная трансплантация кроветворных стволовых клеток при рассеянном склерозе: результаты лечения.

Шевченко Ю.Л. и соавт.
The Hematology Journal, 2006

В последние годы высокодозная терапия с аутологичной трансплантацией кроветворных стволовых клеток все чаще используется для лечения рассеянного склероза. Критериями эффективности лечения при рассеянном склерозе являются длительность периода без прогрессирования заболевания и улучшение качества жизни больного. В исследовании Ю.Л. Шевченко и соавт. изучали результаты лечения у больных рассеянным склерозом с длительным сроком наблюдения после трансплантации стволовых клеток.

Оценивали результаты лечения 25 больных рассеянным склерозом (8 мужчин, 17 женщин; средний возраст - 33,0 года). Все больным ранее получали традиционную терапию, которая не обеспечивала удовлетворительного контроля над прогрессированием заболевания. Среднее значение индекса инвалидизации больных (EDSS) до проведения трансплантации стволовых клеток составило 6,0. Период наблюдения за больными после проведения трансплантации стволовых клеток был от 6 до 72 месяцев. Оценку результатов лечения проводили после трансплантации стволовых клеток на основании данных неврологического обследования, магнитно-резонансной томографии и показателей качества жизни больных.

В соответствии с требованиями протокола оценку результатов лечения проводили больным, у которых после трансплантации стволовых клеток прошло не менее 12 месяцев. Были проанализированы результаты трансплантации стволовых клеток у 20 пациентов рассеянным склерозом. У всех больных было отмечено клиническое улучшение или стабилизация заболевания. Из них у 3-х больных наблюдали существенное снижение индекса инвалидизации EDSS (более чем на 1,0 балл), у 4-х - снижение EDSS на 1,0 балл и у 4-х больных - на 0,5 балла.
В 8 случаях имела место стабилизация заболевания. По данным магнитно-резонансной томографии отсутствие активности заболевания зарегистрировано у всех больных с клиническим улучшением или стабилизацией. У одного больного после 18-ти месяцев стабилизации произошло повышение индекса инвалидизации; у другого больного прогрессирование заболевания наступило после 12-ти месяцев клинического улучшения. У 16 из 18 больных, включенных в анализ, наблюдали улучшение показателей качества жизни уже через 6 месяцев после трансплантации стволовых клеток. Через 1 год после трансплантации стволовых клеток у 3-х больных был зарегистрирован хороший ответ на лечение, связанный с качеством жизни; у 6 больных - умеренный; у 7 больных - минимальный ответ. Через 1,5 года после трансплантации стволовых клеток у 3-х больных наблюдали отличный ответ, связанный с качеством жизни. Примечательно, что у всех больных происходило дальнейшее улучшение качества жизни в течение всего периода наблюдения. Заключение. После высокодозной терапии с аутологичной трансплантацией кроветворных стволовых клеток у всех больных рассеянным склерозом наблюдается клинический ответ на лечение. У большинства больных после трансплантации стволовых клеток имеет место существенное улучшение качества жизни.

Таким образом, высокодозная терапия с аутологичной трансплантацией кроветворных стволовых клеток является новым высокоэффективным методом лечения рассеянного склероза, ведущим к улучшению клинических характеристик и показателей качества жизни больных.

Y.L. Shevchenko et al.
High Dose Chemotherapy+Autologous Stem Cell Transplantation in Multiple Sclerosis Patients: Treatment Outcomes at Long-Term Follow-up. The Hematology Journal, 2006, Vol.91, Suppl.1, P.132.