Системная красная волчанка, трансплантация стволовых клеток   Системная красная волчанка, трансплантация стволовых клеток

Аутологичная трансплантация кроветворных стволовых клеток при крайне тяжелой форме системной красной волчанки

Talaulikar D. и соавт.,
Lupus, 2005

Группа австралийских врачей сообщила о первом в практике здравоохранения этой страны опыте трансплантации кроветворных стволовых клеток при системной красной волчанке. Трансплантации стволовых клеток была выполнена 39-летней женщине с тяжелой формой заболевания, устойчивого ко всем стандартным методам лечения, включая внутривенное введение циклофосфамида. В протокол трансплантации стволовых клеток было включено удаление аутореактивных лимфоцитов с помощью введения больной кроличьего антитимоцитарного иммуноглобулина (АТГ) после трансплантации стволовых клеток. Получение кроветворных стволовых клеток проводили при помощи гранулоцитарного колониестимулирующего фактора. Иммуносупрессивная терапия осуществлялась по схеме циклофосфамид 50 мг/кг с 5-го по 2-й день и АТГ 2,2 мг/кг на 3-й и 2-й дни. Перед введением пациентке взвесь стволовых клеток не обрабатывалась, но на 2-й день после трансплантации стволовых клеток больной вводили дополнительную дозу АТГ с целью удаления аутореактивных лимфоцитов. Трансплантация стволовых клеток не повлекла развития каких-либо осложнений. В течение 12 месяцев наблюдения за пациенткой были зарегистрированы объективные признаки ответа на лечение, практически соответствовавшие критериям полного ответа. Индекс активности заболевания снизился с 40 до 2 баллов!

Таким образом, трансплантации стволовых клеток в сочетании с удалением аутореактивных лимфоцитов является безопасным и эффективным методом лечения системной красной волчанки, устойчивой к терапии циклофосфамидом.

Talaulikar D, Tymms KE, Prosser I, Smith R. Autologous peripheral blood stem cell transplantation with in vivo T-cell depletion for life threatening refractory systemic lupus erythematosus. Lupus. 2005;14(2):159-63.