Лимфомы, трансплантация стволовых клеток   Лимфомы, трансплантация стволовых клеток

Schutt. и соавт.,
Eur J Haematol., 2007 г.

ТЕРАПИЯ "СПАСЕНИЯ" ПО ПРОГРАММЕ IVAD С ПОСЛЕДУЮЩЕЙ ВЫСОКОДОЗНОЙ ХИМИОТЕРАПИЕЙ И ТРАНСПЛАНТАЦИЕЙ АУТОЛОГИЧНЫХ СТВОЛОВЫХ КРОВЕТВОРНЫХ КЛЕТОК У БОЛЬНЫХ С РЕЗИСТЕНТНЫМИ ИЛИ РЕЦИДИВИРУЮЩИМИ ЛИМФОМАМИ

Высокодозная химиотерапия с трансплантацией аутологичных стволовых кроветворных клеток является терапией выбора при рецидивирующих неходжкинских лимфомах высокой степени злокачественности и лимфоме Ходжкина (лимфогранулематозе), однако, оптимальная терапевтическая тактика в данной группе больных окончательно не определена.

Авторами представлены результаты исследования эффективности терапии "спасения" по программе IVAD (ифосфамид, этопозид, цитарабин и дексаметазон) с последующими 2 циклами высокодозной химиотерапии по программе CMV (циклофосфан, мелфалан, этопозид) и трансплантацией аутологичных стволовых кроветворных клеток у больных с резистентными и рецидивирующими агрессивными неходжкинскими лимфомами и лимфомой Ходжкина (лимфогранулематозом).

В исследование включено 56 больных с агрессивными неходжкинскими лимфомами и 16 больных с лимфомой Ходжкина (лимфогранулематозом). Уровень опухолевого ответа после программы IVAD составил: полная ремиссия - 21%, частичная ремиссия - 52%, стабилизация заболевания - 24% и прогрессирование заболевания - 2,7% больных. Высокодозная химиотерапия с трансплантацией аутологичных стволовых кроветворных клеток проведена 70 больным. Полная ремиссия достигнута у 59% больных, частичная ремиссия - у 29% больных, стабилизация - у 11% больных, прогрессирование заболевания зарегистрировано у 1 пациента (1,4%). Общая 5-ти летняя выживаемость в группе составила 29% у больных агрессивными неходжкинскими лимфомами и лимфомой Ходжкина (лимфогранулематозом) - 25 и 38% соответственно. Летальный исход, связанный с осложнениями лечения зарегистрирован у 7 больных. Международный прогностический индекс > 2, резистентность к 1-й линии химиотерапии являлись независимыми неблагоприятными прогностическими факторами у больных агрессивными неходжкинскими лимфомами.
Результаты исследования продемонстрировали приемлемую токсичность и высокую эффективность программы IVAD/CMV в качестве терапии "спасения" у больных лимфомами. В настоящее время проводится исследование данной программы терапии в комбинации с ритуксимабом.

Schutt P., Passon J., Ebeling P., Welt A., Muller S., Metz K., Moritz T., Seeber S., Nowrousian M.R. Ifosfamide, etoposide, cytarabine, and dexamethasone as salvage treatment followed by high-dose cyclophosphamide, melphalan, and etoposide with autologous peripheral blood stem cell transplantation for relapsed or refractorylymphomas. // Eur J Haematol. 2007 Feb; 78(2): 93-101.