Общая информация о слабости

Слабость - это один из наиболее часто встречающихся симптомов у пациентов с гематологическими и онкологическими заболеваниями. В этом разделе дана краткая информация для пациентов и их близких о слабости, ее причинах и возможностях ее лечения.

Слабость у гематологических и онкологических больных

Слабость развивается у большинства пациентов с гематологическими и онкологическими заболеваниями (у 70 - 95 % по данным различных авторов), особенно во время проведения противоопухолевой терапии: химиотерапии, иммунотерапии, лучевой терапии и комбинированных методов лечения.

Слабость - это сложный симптом, который зависит как от физиологических, так и от психологических факторов, и во многом связан с видом заболевания и методами противоопухолевого лечения. Пациенты описывают слабость по-разному, применяя различные слова и выражения, такие как усталость, утомление, ослабление, истощение, изнеможение, недостаток энергии и др. Выбор термина во многом определяется культурными и языковыми традициями, а также особенностями субъективных ощущений каждого больного. Врачи для обозначения слабости также применяют различные термины: астения, анергия, снижение толерантности к физическим нагрузкам и т.д.

По существу слабость - это субъективное ощущение больного, отражающее недостаток энергии для выполнения привычных повседневных дел, которые ранее человек выполнял без особых проблем.

Важным признаком слабости как симптома гематологического или онкологического заболевания является недостаточность отдыха для восстановления сил и устранения этого ощущения. В этом основное отличие гематологической/онкологической слабости от слабости физиологической/нормальной. Физиологическая/нормальная слабость возникает обычно после физической или психоэмоциональной нагрузки и проходит после отдыха. Слабость, вызванная гематологическим или онкологическим заболеванием, может возникать при минимальной нагрузке или без какой-либо нагрузки и после отдыха не исчезает.

Изучение причин слабости необходимо для определения эффективного метода ее лечения. В медицине существуют стандартные методы оценки выраженности слабости. К сожалению, далеко не всегда в практической работе врачи применяют эти методы изучения слабости и, вследствие этого, не имеют достаточной информации о характеристиках этого важного симптома.