Рассеянный склероз, трансплантация стволовых клеток.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ МЕДИКО-ХИРУРГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР им. Н.И. ПИРОГОВА

АУТОЛОГИЧНАЯ ТРАНСПЛАНТАЦИЯ СТВОЛОВЫХ КРОВЕТВОРНЫХ КЛЕТОК
НОВЫЙ МЕТОД ЛЕЧЕНИЯ РАССЕЯННОГО СКЛЕРОЗА

Информация для пациентов и их близких

МОСКВА, 2008

СОДЕРЖАНИЕ

Каким образом трансплантация стволовых кроветворных клеток воздействует на причину заболевания?

При рассеянном склерозе возникают аутоспецифические клоны Т-лимфоцитов (особые группы клеток иммунной системы), ошибочно атакующие оболочку нервных волокон больного, принимая ее за чужеродный белок. Эта патологическая (неправильная) иммунная реакция вызывает воспаление, ведущее к повреждению нервных клеток.

Назначение иммуносупрессивных препаратов приводит к уничтожению "больных" клеток иммунной системы. Ситуация аналогична той, которая возникает при лечении онкологических заболеваний, когда химиопрепараты "убивают" опухолевые клетки. Следует заметить, что патологические лимфоциты, которые должны быть уничтожены в организме больного до проведения трансплантации стволовых кроветворных клеток, присутствуют в различных органах иммунной системы человека (лимфатических узлах, селезенке, костном мозге и др.).

Удалить эти клетки, распространенные практически по всему организму, очень сложно. Именно поэтому традиционно применяемые для лечения рассеянного склероза препараты - ребиф, авонекс, бетаферон, копаксон, митоксантрон, циклофосфан, иммуноглобулин, солумедрол и др. - решить подобную задачу не могут. Для эффективного уничтожения "больных" лимфоцитов необходимо очень активное и мощное воздействие специальной комбинации лекарственных средств, получившее название высокодозная иммуносупрессивная терапия, или, проще, высокодозная терапия.

Однако высокодозная терапия приводит к уничтожению не только патологических клеток иммунной системы, но и здоровых лимфоцитов, обеспечивающих защиту от инфекций. Поэтому после проведения высокодозной терапии больному вводят стволовые кроветворные клетки, которые восстанавливают нормальную кроветворную и иммунную системы. При этом после трансплантации патологические иммунные клетки не появляются вовсе, либо их активность полностью подавляется за счет произведенного "перезапуска", перепрограммирования иммунной системы.

Вернуться к содержанию