Рассеянный склероз, трансплантация стволовых клеток.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ МЕДИКО-ХИРУРГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР им. Н.И. ПИРОГОВА

АУТОЛОГИЧНАЯ ТРАНСПЛАНТАЦИЯ СТВОЛОВЫХ КРОВЕТВОРНЫХ КЛЕТОК
НОВЫЙ МЕТОД ЛЕЧЕНИЯ РАССЕЯННОГО СКЛЕРОЗА

Информация для пациентов и их близких

МОСКВА, 2008

СОДЕРЖАНИЕ

;

Каким больным и когда нужно проводить трансплантацию стволовых клеток?

Вопрос о том, кому и когда проводить аутологичную трансплантацию стволовых кроветворных клеток при аутоиммунных заболеваниях, - это одна из основных тем, обсуждаемых сейчас на международных конференциях. Хотелось бы привести сначала одно общее.

Любой негативный или деструктивный процесс, независимо от его специфики, легче остановить в начале его развития.

Начнем с простого примера. Если на двери автомобиля появились первые признаки ржавчины, заботливый хозяин постарается их устранить сразу. Вряд ли он будет ждать, когда ржавчина распространится по всему кузову машины, так как в этом случае на борьбу с ней придется затратить намного больше сил или потребуется полная замена проржавевших частей. Другой пример, более близкий к медицине: если у человека начинает появляться пристрастие к алкоголю или наркотическим препаратам, то решительные усилия в раннем периоде формирующейся проблемы будут во много раз эффективнее, чем попытки исправить ситуацию в далеко зашедшей стадии. Казалось бы, что общего между этими двумя примерами и ответом на вопрос, когда следует проводить аутологичную трансплантацию стволовых кроветворных клеток при рассеянном склерозе?

Дело в том, что общеизвестный принцип - чем раньше будет оказана эффективная помощь, тем лучше для больного - полностью справедлив при обсуждении вопроса о том, КОГДА нужно делать аутологичную трансплантацию стволовых кроветворных клеток при рассеянном склерозе.

Для разъяснения данного утверждения нужно иметь в виду, что такое заболевание, как рассеянный склероз, независимо от его формы, протекает в два этапа. Понимание отличий этих двух этапов важно для обоснования ранней аутологичной трансплантации стволовых кроветворных клеток при рассеянном склерозе.

1-й этап развития рассеянного склероза - это период заболевания, для которого характерен, преимущественно, иммуновоспалительный процесс при отсутствии стойких необратимых изменений в веществе головного и спинного мозга, являющихся причиной инвалидизации больного рассеянным склерозом.

2-й этап заболевания принципиально отличается от 1-го наличием выраженных необратимых изменений в веществе головного и спинного мозга и соответствующих стойких признаков инвалидизации больного (утрата двигательных функций, нарушения работы тазовых органов и др.). Выраженность имунно-воспалительного процесса на 2-м этапе может быть разной: от высокой активности процесса до полного отсутствия признаков активности.

ПРЕДОТВРАТИТЬ наступление инвалидизации больного рассеянным склерозом - это основная цель высокодозной терапии с трансплантацией стволовых кроветворных клеток.

Реализовать эту цель можно, если соблюдены два условия:

1-е условие - лечение начато в ранней стадии рассеянного склероза, когда есть признаки активности заболевания, но еще нет необратимых изменений в веществе головного и спинного мозга;

2-е условие - интенсивность программы лечения должна быть достаточна для полного подавления иммуновоспалительного процесса в веществе головного и спинного мозга. Подобная интенсивность лечения может быть достигнута только путем высокодозной терапии с последующим проведением трансплантации стволовых кроветворных клеток.

Идею раннего начала лечения рассеянного склероза разделяют многие зарубежные эксперты.
Таким образом, именно ранняя трансплантация стволовых кроветворных клеток дает уникальную возможность остановить прогрессирование рассеянного склероза и избежать формирования инвалидизации больного.

Вернуться к содержанию