Рассеянный склероз, трансплантация стволовых клеток.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ МЕДИКО-ХИРУРГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР им. Н.И. ПИРОГОВА

АУТОЛОГИЧНАЯ ТРАНСПЛАНТАЦИЯ СТВОЛОВЫХ КРОВЕТВОРНЫХ КЛЕТОК
НОВЫЙ МЕТОД ЛЕЧЕНИЯ РАССЕЯННОГО СКЛЕРОЗА

Информация для пациентов и их близких

МОСКВА, 2008

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Рассеянный склероз - хроническое системное иммуновоспалительное заболевание, при котором вследствие нарушений в иммунной системе развиваются повреждения миелиновой оболочки нервных волокон, что приводит к постепенной утрате различных функций нервной системы и многочисленным отклонениям в физической и психоэмоциональной жизни больного.

До недавнего времени врачи, пациенты и их близкие возлагали большие надежды на новые препараты: производные интерферона (бетаферон, авонекс, ребиф), моноклональные антитела (кампас, ритуксимаб, натализумаб и др.), иммуносупрессивные препараты (циклофосфан, азатиоприн, митоксантрон и др.), противовоспалительные средства (солу-медрол, метипред, преднизолон и др.), копаксон, внутривенный иммуноглобулин.
Однако опыт применения этих препаратов в разных странах показал, что с их помощью лишь у некоторых больных рассеянным склерозом можно снизить активность заболевания, однако этот эффект временный. Полностью остановить прогрессирование заболевания и предупредить формирование инвалидизации больного при таких подходах не удается.

К счастью, недавно врачи получили уникальную возможность в борьбе с рассеянным склерозом. Помощь пришла не от фармацевтических компаний, а от врачей-гематологов, десятилетиями разрабатывавших высокотехнологичные методы лечения заболеваний крови. Именно в этой области медицины в течение последних десятилетий был достигнут наибольший прогресс. Благодаря трансплантации стволовых кроветворных клеток большинство пациентов с опухолевыми заболеваниями крови, ранее обреченных на быструю гибель, получили значительные шансы на выздоровление. Как показали фундаментальные исследования, причина развития рассеянного склероза также кроется в крови больных - в клетках иммунной системы. Неудивительно, что методы лечения, спасающие гематологических больных, оказались эффективными и при рассеянном склерозе.

Очень важно, что российские больные могут получить современную медицинскую помощь при рассеянном склерозе не только за рубежом, но и у себя дома. Это стало возможным благодаря самоотверженной работе нескольких групп врачей-гематологов в конце 90-х гг. XX в., успешно внедривших этот метод в России.

Следует отметить, что трансплантацию стволовых кроветворных клеток применяют не только у больных рассеянным склерозом, но и для лечения других заболеваний, которые специалисты называют аутоиммунными. К ним относятся заболевания нервной системы (рассеянный склероз, миастения, хроническая воспалительная демиелинизирующая полирадикулонейропатия и др.), ревматические (ревматоидный артрит, системная красная волчанка, системная склеродермия, системные васкулиты и др.), гастроэнтерологические (болезнь Крона, неспецифический язвенный колит), эндокринные (сахарный диабет I типа) и многие другие заболевания. Общими для всех этих болезней являются нарушения в иммунной системе, вызывающие разрушение собственных тканей организма. Однако среди широкого круга аутоиммунных заболеваний, при которых сегодня успешно применяют метод аутологичной трансплантации стволовых кроветворных клеток, тема лечения рассеянного склероза оказалась приоритетной.

Ведущим учреждением, внедряющим высокотехнологичные виды медицинской помощи в России, является Национальный медико-хирургический центр им. Н. И. Пирогова.

В стенах этого учреждения работает клиника гематологии и клеточной терапии им. А. А. Максимова, возглавляемая профессором доктором медицинских наук Андреем Аркадьевичем Новиком - гематологом, выполнившим в 1999 г. первую в России аутологичную трансплантацию стволовых кроветворных клеток больной с рассеянным склерозом.

К сожалению, нередко основной причиной, по которой больные рассеянным склерозом не получают высокоэффективного лечения, является отсутствие информации о возможностях метода аутологичной трансплантации стволовых кроветворных клеток. Кроме того, в условиях продолжающегося бума вокруг "стволовых клеток", которым пользуются некоторые недобросовестные медицинские работники, больные и их родственники с обоснованной настороженностью относятся к новым терапевтическим подходам. Материалы, представленные в данном издании, призваны в доступной форме донести до больных и их близких современные представления об эффективности различных методов лечения рассеянного склероза. Особое внимание уделено объяснению сущности метода высокодозной иммуносупрессивной терапии с трансплантацией стволовых кроветворных клеток при этом заболевании.

Вернуться к содержанию