Рассеянный склероз, трансплантация стволовых клеток.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ МЕДИКО-ХИРУРГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР им. Н.И. ПИРОГОВА

АУТОЛОГИЧНАЯ ТРАНСПЛАНТАЦИЯ СТВОЛОВЫХ КРОВЕТВОРНЫХ КЛЕТОК
НОВЫЙ МЕТОД ЛЕЧЕНИЯ РАССЕЯННОГО СКЛЕРОЗА

Информация для пациентов и их близких

МОСКВА, 2008

СОДЕРЖАНИЕ

Какова эффективность других методов лечения рассеянного склероза?

Перечень лекарственных препаратов для лечения рассеянного склероза достаточно обширен. Больным назначают следующие препараты для подавления выраженности иммуновоспалительного процесса и активности патологических иммунных клеток: гормональные средства, называемые глюкокортикоидами (преднизолон, метипред, солу-медрол и др.), иммуносупрессивные препараты (циклофосфан, азатиоприн, митоксантрон и др.), иммуномодулирующие препараты (копаксон и бета-интерфероны - бетаферон, ребиф, авонекс), моноклональные антитела (кампас, ритуксимаб, натализумаб и др.), Т-клеточные вакцины, иммуноглобулины и т. д.
Кратко рассмотрим методы иммунотерапии рассеянного склероза.

Иммуномодуляторы

Интерферон-бета

ИФНβ-1b (Бетаферон) стал первым препаратом, одобренным для лечения рассеянного склероза в 1993 году. Затем появились две версии ИФНβ -1а- препарата, несколько отличающегося от Бетаферона по химической структуре (Авонекс и Ребиф). Клиническая эффективность различных препаратов ИФНβ при выборе оптимальной дозировки и режима лечения одинакова.

Действие ИФНβ обусловлено связыванием с рецепторами на поверхности клетки и запуском продукции ряда белков, обладающих противовирусным и противовоспалительным свойствами. Терапевтический эффект ИФНβ при рассеянном склерозе обусловлен, прежде всего, торможением размножения клеток иммунной системы и созданием противовоспалительного фона, что способствует уменьшению активности заболевания.
Другим важным механизмом действия является снижение темпа миграции иммунных клеток из крови в центральную нервную систему.

При использовании ИФНβ курс лечения составляет, по меньшей мере, 6 месяцев и при наличии эффекта должен продолжаться пожизненно. Анализ результатов клинической эффективности ИФНβ при рассеянном склерозе показывает, что терапия препаратами интерферона несколько уменьшает частоту рецидивов в течение первого года лечения. Их долгосрочная эффективность неочевидна и требует дальнейшего изучения.

Копаксон (Глатирамера ацетат)

Копаксон был разработан как аналог той части белка нервных клеток, против которой направлена атака аутоиммунных Т-лимфоцитов. Копаксон подавляет аутоиммунную реакцию за счет запуска продукции противовоспалительных белков-цитокинов и активации Т-супрессоров (Т-лимфоцитов, специализирующихся на подавлении иммунных реакций). С иммунологической точки зрения, данный механизм действия представляется достаточно сомнительным и неоднократно подвергался критике.

Снижение количества и площади очагов поражения в центральной нервной системе при терапии Копаксоном наблюдается не ранее чем через 6-7 месяцев после начала терапии.

Обзор результатов клинических исследований Копаксона, опубликованный в 2003 году, не подтвердил наличия положительного эффекта от назначения Копаксона при рассеянном склерозе. Однако более поздние исследования показали некоторую эффективность препарата в ряде ситуаций. С точки зрения соотношения стоимость/эффективность, Копаксон является менее предпочтительным из всех препаратов, применяемых для лечения рассеянного склероза.

Иммуносупрессанты

Перечень препаратов, которые относятся к группе иммуносупрессантов, достаточно велик. Одним из новых лекарственных средств этой группы является Митоксантрон.

Митоксантрон

Митоксантрон - препарат, нередко применяемый также для лечения злокачественных новообразований. При ведении в организм он химически связывается с ДНК, вызывая гибель клеток.

Эффективность Митоксантрона при рассеянном склерозе обусловлена, в основном, снижением активности аутоиммунного процесса за счет гибели части клеток иммунной системы и уменьшения продукции, вызывающих воспалительную реакцию белков.

В настоящее время у пациентов с высокой активностью рассеянного склероза исследуют эффективность комбинированной схемы лечения, при которой за индукцией Митоксантроном (три ежемесячных введения) следует многолетнее назначение ИФНβ. Обзор результатов клинических исследований эффективности Митоксантрона при рассеянном склерозе, опубликованный в 2005 году, подтвердил эффективность препарата при рецидивирующе-ремиттирующем и вторично-прогрессирующем рассеянном склерозе. Однако следует помнить, что продолжительность его применения ограничена двумя-тремя годами, после чего применение Митоксантрона невозможно вследствие развития серьезных токсических эффектов.

Аутовакцинация

Т-клеточная аутовакцинация
В последние годы отдельные исследователи изучают безопасность и терапевтическую эффективность метода Т-клеточной аутовакцинации у пациентов с рассеянным склерозом. Суть метода заключается в получении у пациента образца лейкоцитов и их стимуляции вне организма клетками нервной ткани (как правило, полученными от крупного рогатого скота). При этом происходит преимущественное размножение Т-лимфоцитов, способных реагировать с нервными клетками, то есть лимфоцитов, аналогичных аутоиммунным Т-лимфоцитам.
После стимуляции полученные в лаборатории Т-лимфоциты облучают высокими дозами радиации и вводят пациенту. Облученные клетки не способны к размножению. Однако они могут быть распознаны иммунной системой пациента как чужеродные клетки, следствием чего является запуск иммунного ответа против них. Поскольку имевшиеся у пациента аутоиммунные Т-лимфоциты аналогичны облученным клеткам, развившаяся иммунная реакция может привести также и к их частичному уничтожению, ослабляя, таким образом, активность патологического процесса.

Обстоятельством, снижающим терапевтическую эффективность данного метода, является тот факт, что патологические иммунные реакции, лежащие в основе прогрессирования рассеянного склероза, чрезвычайно разнообразны и поэтому добиться идентичности получаемых при стимуляции вне организма клеток тем, которые присутствуют в организме, невозможно. Кроме того, Т-клеточная аутовакцинация воздействует лишь на одно звено патологического процесса, не влияя непосредственно на активность макрофагов и воспалительную реакцию в нервной ткани. Ввиду этого, несмотря на оригинальность идеи, данные клинических испытаний пока не подтверждают высокой эффективности этого подхода.

Вернуться к содержанию